К вопросу оценки эффективности научной и инновационной деятельности вузов в России
https://doi.org/10.21202/2782-2923.2025.4.775-798
Аннотация
Цель: разработка и апробация методики оценки эффективности научной и инновационной деятельности вузов России на основе эконометрического моделирования для выявления ключевых факторов, влияющих на доходы от НИОКР.
Методы: регрессионный анализ для выборки 99 ведущих российских университетов за 2023 и 2024 гг. из топ-100 в рейтинге RAEX.
Результаты: в работе рассматривается актуальная проблема оценки эффективности научной и инновационной деятельности российских вузов. Проведенный анализ существующих подходов к оценке, включая государственный мониторинг и наукометрические показатели, выявил их ограниченность и недостаточную объективность. Эконометрический анализ выявил статистически значимое положительное влияние на совокупные доходы от НИОКР следующих факторов: численности штатных научных работников, количества принятых в вуз победителей и призеров олимпиад, а также числа статей, подготовленных в соавторстве с зарубежными организациями. Производительность труда (доходы от НИОКР на одного НПР) положительно связана с долей молодых сотрудников (до 40 лет), долей опытных сотрудников (старше 65 лет) и удельным весом магистрантов в общем контингенте студентов.
Научная новизна: заключается в разработке и эмпирической верификации комплексной эконометрической методики, которая выявляет новые, ранее не учитывавшиеся в подобных моделях факторы эффективности (например, роль олимпиадников и возрастной структуры кадров). Полученные результаты количественно подтверждают гипотезу о значимости человеческого и социального капитала, а также международной кооперации для финансовых результатов научной деятельности вузов.
Практическая значимость: предложенные в работе модели обладают высокой объясняющей способностью и могут быть использованы в качестве инструмента для бенчмаркинга и построения рейтинга эффективности вузов в сфере генерации доходов, в том числе от НИОКР, что открывает новые перспективы для более объективной и комплексной оценки деятельности университетов.
Об авторах
Т. В. КраминРоссия
Крамин Тимур Владимирович, доктор экономических наук, профессор, проректор по корпоративному управлению, заведующий кафедрой финансового менеджмента
Web of Science Researcher ID: J-9126-2013
г. Казань
И. П. Пестов
Россия
Пестов Илья Павлович, соискатель; заместитель начальника управления по работе с персоналом – начальник отдела компенсаций, льгот и организационного проектирования
Web of Science Researcher ID: E-3643-2018
г. Казань
Список литературы
1. Астафьева, М. П., Зятева, О. А., Пешкова, И. В., Питухин, Е. А. (2015). Анализ показателей эффективности деятельности российских вузов. Университетское управление: практика и анализ, 4(98), 4–18. EDN: TBHAFU
2. Вкусов, А. В. (2018). Проблемы оценки эффективности деятельности университетов. Социологические исследования, 4, 140–145. EDN: YMAEXD. DOI: 10.7868/S0132162518010154
3. Винокуров, М. А. (2013) Мониторинг эффективности российских вузов: совершенствование методологии. Известия ИГЭА, 6(92), 5–11. EDN: RSFAZT
4. Гаффорова, Е. Б., Карловский, А. В. (2009). О подходах к оценке эффективности деятельности вузов. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки, 9(3), 81–87. EDN: KWCOTR
5. Гасанов, Э. А., Зубарев, А. Е. (2019). Принципы интеграции университетов в глобальное пространство высшего образования и неоиндустриального развития. Вестник Тихоокеанского государственного университета, 3(54), 35–46. EDN: ONCWKU
6. Григораш, О. В. (2014). О показателях оценки эффективности деятельности вузов. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 95, 1237–1262. EDN: RVEZFR
7. Губа, К., Завадская, М. (2017). Лучше быть неэффективным, чем негосударственным: как Рособрнадзор наказывает вузы: Аналитические записки по проблемам правоприменения. Санкт-Петербург. EDN: YTBPLK
8. Егоршин, А. П., Гладышева, И. А. (2014). Как оценить эффективность работы вузов? Высшее образование сегодня, 11, 29–32. EDN: TOUFGZ
9. Елшанский, С. П. (2017). Об оценке эффективности образования в вузе. Проблемы современного образования, 5, 99–108. EDN: ZRCCAD
10. Ефремова, П. В. (2019). Показатели оценки эффективности развития инновационной деятельности вузов. Вопросы инновационной экономики, 9(3), 989-1010. EDN: PKIHSW. DOI: 10.18334/vinec.9.3.41001
11. Зинченко, Д. И., Егоров, А. А. (2019). Моделирование эффективности российских университетов. Экономический журнал Высшей школы экономики, 23(1). EDN: PUZFFC. DOI: 10.17323/1813-8691-2019-23-1-143-172
12. Лавриненко, Я. Б., Новенников, Р. М., Тинякова, В. И. (2023). Оценка влияния доходов университетов на уровень их инновационной активности. Современная экономика: проблемы и решения, 105–122. EDN: GLLMSM. DOI: 10.17308/meps/2078-9017/2023/5/105-122
13. Левашов, Е. Н. (2016). Критерии оценки эффективности деятельности вузов в России. Символ науки, 2-2, 170–173. EDN: XWJEND
14. Литвинова, Н. А. (2024). Развитие человеческого капитала в университетах как одно из направлений инновационной политики в условиях цифровой экономики. Экономика, предпринимательство и право, 14(12), 7927–7944. EDN: VPAOVQ. DOI: 10.18334/epp.14.12.122380
15. Львович, Я. Е., Каширина, И. Л., Швиндт, А. Н. (2017). Нейросетевое моделирование результатов мониторингового оценивания деятельности вузов. Моделирование, оптимизация и информационные технологии, 4(19), 359–371. EDN: YNWWJB
16. Максимова, Т. Г., Николаев, А. С., Дулгуун, Б. (2018). Исследовательские университеты в структуре национальной инновационной экосистемы. Теория и практика общественного развития, 126, 81–87. EDN: XWFBZZ. DOI: 10.24158/tipor.2018.8.15
17. Меликян, А. В. (2018). Внутренние факторы результативности экспорта образования в российских вузах. Вопросы образования, 3, 146–178. EDN: OZSPYD. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-3-146-179
18. Миролюбова, Т. В., Соломатова, Л. О. (2012). Методические подходы к анализу факторов, влияющих на развитие инновационной системы университета. Фундаментальные исследования, 11–4, 1004–1010. EDN: PUKPSV
19. Молчанова, Н. В., Сканцев, В. М., Спасенников, В. В. (2019). Дискуссионные вопросы оценки эффективности научной деятельности с использованием индексов цитирования (обзор отечественных и зарубежных публикаций). Эргодизайн, 4(6), 186–195. EDN: FIAFGA. DOI: 10.30987/2619-1512-2019-2019-4-186-195
20. Москалева, О. В. (2013). Использование наукометрических показателей для оценки научной деятельности. Науковедческие исследования, 85–109. EDN: RQQSKH
21. Ниязова, М. В. (2003). Проблемы оценки эффективности предпринимательской деятельности бюджетных вузов. Университетское управление: практика и анализ, 3, 68–76. EDN: HTNLQN
22. Перфильева, О. В. (2016). Обзор современных методик оценки эффективности инновационного развития. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право, 16(2), 166–171. EDN: WGETNF. DOI: 10.18500/1994-2540-2016-16-2-166-171
23. Пестов, И. П. (2024). Оценка факторов, влияющих на доходы российских вузов. Журнал монетарной экономики и менеджмента, 5, 185–194. EDN: ZRWQIH. DOI: 10.26118/2782-4586.2024.44.65.026
24. Полихина, Н. А., Тростянская, И. Б. (2018). Эффективность оценки деятельности университета через наукометрические показатели. Образование и наука в России: состояние и потенциал развития, 3, 257–281. EDN: YSWIFV
25. Пушкарев, Ю. В., Латуха, О. А. (2012). Оценка эффективности деятельности современного университета как инновационного вуза. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 5(1), 25–31. EDN: OWOIQF
26. Речинский, А. В., Черненькая, Л. В., Магер, В. Е., Матвеева, Е. В., Черненький, А. В. (2015). Разработка методики расчета показателей эффективности деятельности университета и его структурных подразделений. Современные технологии управления, 6(54), 46–54. EDN: TYRWHP
27. Романов, Е. В. (2019). Оценка эффективности деятельности вузов: противоречия и парадоксы. Часть I. Образование и наука, 21(9), 9–48. EDN: GUZJZP. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-9-9-48
28. Сандлер, Д. Г., Гладырев, Д. А. (2020). Построение экономически эффективной системы целевых показателей развития исследовательской деятельности университета с учетом корреляционных зависимостей. Статистика и Экономика, 17(4), 71–84. EDN: FKSTWT. DOI: 10.21686/2500-3925-2020-4-71-84
29. Сандлер, Д. Г., Гладырев, Д. А. (2021). Обзор эмпирических исследований факторов экономической результативности российских университетов. Вестник Самарского университета. Экономика и управление, 4, 37–49. EDN: EHLIYO. DOI: 10.18287/2542-0461-2021-12-4-37-49
30. Свиридова, Н. В., Сазонова, И. В. (2011). Сравнительный анализ эффективности и результативности деятельности вузов. Университетское управление: практика и анализ, 4, 83–86. EDN: OOBOER
31. Сизов, В. С., Сизова, Е. Н. (2013). Проблема оценки эффективности деятельности вузов. Экономика образования, 2, 91–96. EDN: RQBHPN
32. Слободняк, И. А., Баенхаева, А. В. (2015). К вопросу о методике проведения мониторинга эффективности деятельности вузов. Экономический анализ: теория и практика, 36(435), 50–60. EDN: UKEACX
33. Терещенко, Д. С., Щербаков, В. С. (2019) Статистический анализ дифференциации российских регионов по уровню публикационной активности. ЭКО, 9(543). EDN: PCZHTK. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2019-9-132-154
34. Тимофеева, А. Ю. (2018). Оценка влияния профильной направленности на показатели деятельности российских вузов. Мир экономики и управления, 18(3). EDN: YQHQYX. DOI: 10.25205/2542-0429-2018-18-3-81-90
35. Шаршов, И. А. (2014). Оценка эффективности научно-исследовательской деятельности в современном университете. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, 1(23), 38–44. EDN: SFOZHF
36. Шешукова, Т. Г., Сергеева, Н. В. (2012). Формирование системы показателей для оценки эффективности научной деятельности национальных исследовательских университетов. Экономический анализ: теория и практика, 4, 53–63. EDN: ONZHOL
37. Berbegal-Mirabent, J., Lafuente, E., & Solé, F. (2013). The pursuit of knowledge transfer activities: An efficiency analysis of Spanish universities. Journal of Business Research, 66(10), 2051–2059. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2013.02.031
38. Cricelli, L., Greco, M., Grimaldi, M., & Llanes Dueñas, L. P. (2018). Intellectual capital and university performance in emerging countries: Evidence from Colombian public universities. Journal of Intellectual Capital, 19(1), 71–95. https://doi.org/10.1108/JIC-02-2017-0037
39. Davydova, T., Barkalov, S., & Poryadina, V. (2019, May). Content and evaluation of innovative components of human potential in the ratings of universities. In Society. Integration. Education: proceedings of the International Scientific Conference (Vol. 6, pp. 117–132). https://doi.org/10.17770/sie2019vol6.3736
40. Fan, H. L., Huang, M. H. & Chen, D. Z. (2019). Do funding sources matter?: The impact of university-industry collaboration funding sources on innovation performance of universities. Technology Analysis & Strategic Management, 31(11), 1368–1380. https://doi.org/10.1080/09537325.2019.1614158
41. Gür, U., Oylumlu, I. S., & Kunday, Ö. (2017). Critical assessment of entrepreneurial and innovative universities index of Turkey: Future directions. Technological Forecasting and Social Change, 123, 161–168. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2016.09.008
42. Hughes, A. (2006). University-industry linkages and UK science and innovation policy. Cambridge: Centre for Business Research, University of Cambridge.
43. Kuhlmann, S. (2003). Evaluation of research and innovation policies: a discussion of trends with examples from Germany. International Journal of Technology Management, 26(2–4), 131–149. https://doi.org/10.1504/IJTM.2003.003366
44. Parakhina, V., Godina, O., Boris, O., & Ushvitsky, L. (2017). Strategic management in universities as a factor of their global competitiveness. International Journal of Educational Management, 31(1), 62–75. EDN: YUKPJV. DOI: 10.1108/IJEM-03-2016-0053
45. Ponomareva, A. M., Zhumanova, M. H., Kolchugina, T. A., Solovieva, I. V., & Puchkova, E. E. (2019, October). Evaluating the Effectiveness of the University as Intellectual and Creative Organization. In Institute of Scientific Communications Conference (pp. 559–566). Cham: Springer International Publishing. EDN: VUQBVV. DOI: 10.1007/978-3-030-69415-9_64
46. Ramsden, P. (1998). Managing the effective university. Higher Education Research & Development, 17(3), 347–370. https://doi.org/10.1080/0729436980170307
47. Szücs, F. (2018). Research subsidies, industry-university cooperation and innovation. Research Policy, 47(7), 1256–1266.
48. Tereshchenko , D. S., & Shcherbakov, V. S. (2021). The Impact of Scientific Activity of Universities on Economic and Innovative Development. Экономика региона, 17(1), 223–234. EDN: WCXCGS. DOI: 10.17059/ekon.reg.2021-1-17
49. Tseng, A. A., & Raudensky, M. (2014). Performance evaluations of technology transfer offices of major US research universities. Journal of Technology Management & Innovation, 9(1), 93–102. https://doi.org/10.4067/S0718-27242014000100008
50. Vinig, T., & Lips, D. (2015). Measuring the performance of university technology transfer using meta data approach: the case of Dutch universities. The Journal of Technology Transfer, 40(6), 1034–1049. EDN: IQUPZO. DOI: 10.1007/s10961-014-9389-0
51. Zhylinska, O., Sitnicki, M., & Vikulova, A. (2019). Systematic assessment of the innovative potential of a research university. Baltic Journal of Economic Studies, 5(2), 38–44. https://doi.org/10.30525/2256-0742/2019-5-2-38-44
Рецензия
Для цитирования:
Крамин Т.В., Пестов И.П. К вопросу оценки эффективности научной и инновационной деятельности вузов в России. Russian Journal of Economics and Law. 2025;19(4):755-798. https://doi.org/10.21202/2782-2923.2025.4.775-798. EDN: C1, C5, C8, I2, I23, O3
For citation:
Kramin T.V., Pestov I.P. On assessing the efficiency of research and innovative activity of Russian universities. Russian Journal of Economics and Law. 2025;19(4):755-798. (In Russ.) https://doi.org/10.21202/2782-2923.2025.4.775-798. EDN: C1, C5, C8, I2, I23, O3



























