ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Цель: определение особенностей формирования банковской системы позднеимперского Китая в части рассмотрения процесса взаимодействия традиционных институтов банковской деятельности Китая, импортированных институциональных форм и реализации государственных реформаторских стратегий.
Методы: качественные методы (сравнительный анализ, обобщение), историко-генетический метод.
Результаты: на основе привлечения широкого массива исторических данных продемонстрирована история развития банковской системы Китая времен заката династии Цинь. К моменту «насильственного открытия» китайской экономики западными державами в период опиумных войн в стране существовали свои квазибанковские институты, основанные на сложившихся клановых сетях торговых организаций, покрывавшие кредитные потребности традиционной экономики. Локальное развитие современных производств в Китае требовало современных подходов к организации банковской деятельности. Лакуну заполняли иностранные банки, фактически монополизировавшие современную банковскую деятельность в Китае, и позже государственные банки. Показано, что к концу цинского периода все три участника банковской отрасли – традиционные банки, иностранные и государственные – покрывали потребности китайской экономики. Сделан вывод, что банковская отрасль времен заката имперского периода являла собой мозаичное институциональное полотно, сочетавшее как традиционные, так и вестернизированные элементы, имплементировавшее в себя привычные для Китая клановые связи.
Научная новизна: в статье предпринята первая в России попытка комплексного рассмотрения эволюции банковской системы позднецинского Китая.
Практическая значимость: основные выводы статьи могут быть использованы в научно-педагогической деятельности при изучении экономической истории традиционного Китая, а также обогатят представления институциональной экономики о пределах и возможностях институциональных трансформаций.
РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
Цель: оценка экономического потенциала депонирования углерода для группы компаний в Республике Карелия в контексте интенсивного лесопользования.
Методы: SWOT-анализ; оценка проекта лесопользования по международной методологии VM10, Verified Carbon Standard 2016 и прогноз выручки от продажи углеродных единиц.
Результаты: потенциал российского лесопользования в контексте Парижского соглашения не оспаривается, однако оценка экономического потенциала депонирования углерода отдельных хозяйствующих субъектов в данный момент остается открытым вопросом. В рамках исследования произведена оценка эффекта от продажи углеродных единиц, полученных с проектов интенсификации лесопользования с учетом максимального срока аренды для арендной территории 2,25 млн га, которые могут достигнуть в среднем 23 млн руб. в год с 2023 по 2034 г. и в среднем 42 млн руб. в год с 2023 по 2050 г., без учета капитальных затрат на лесозаготовку и подготовку, валидацию, верификацию и регистрацию климатического проекта, проведение полевых наблюдений для обеспечения мониторинга. Исследование доказывает, что долгосрочные инвестиции в интенсификацию лесопользования и выбор более длительного периода климатического проекта могут привести к более высоким доходам на гектар от продажи углеродных единиц.
Научная новизна: заключается в экономической оценке нормативно-правовых ограничений на цену углеродной единицы для лесных климатических проектов с учетом максимального срока аренды, предусмотренного национальным законодательством. Полученные результаты обосновывают экономические вызовы, связанные с текущими нормативами, а также предоставляют информацию о вариативности эффективности проекта в зависимости от выбранного срока его реализации.
Практическая значимость: основные результаты работы могут быть использованы в практической деятельности хозяйствующих субъектов, а также органами, формирующими политику лесопользования.
Цель: проведение комплексного анализа динамики и перспектив реализации программы поддержки возобновляемой энергетики, оценка ее эффективности.
Методы: сравнение, синтез, системный подход, обобщение, статистический, экономический анализ.
Результаты: авторами проведен комплексный анализ системных эффектов от реализации программ поддержки возобновляемой энергетики. Исследованы механизмы государственной поддержки генераторов возобновляемых источников энергии (далее – ВИЭ), направленной на снижение выбросов, уменьшение затрат, создание новых рабочих мест и другие, благодаря которой Россия имеет уникальную возможность создать полноценную отрасль ВИЭ. Авторами проведена оценка экономической эффективности развития возобновляемой энергетики на ОРЭМ, для анализа взята солнечная энергетика. Проанализированы приобретаемые в результате развития возобновляемой энергетики, в том числе в рамках реализации государственной программы поддержки проектов ВИЭ, программы развития ВИЭ 2013–2024 гг., выгоды. Исследованы экономические и неэкономические эффекты, возникающие в процессе развития отрасли ВИЭ, такие как замещение органического топлива, расходуемого при производстве энергии объектами традиционной генерации, вследствие замещения объектов традиционной генерации объектами ВИЭ снижение цен на оптовом рынке электроэнергии, сокращение эмиссии парниковых газов, расходов на мероприятия по уменьшению негативного воздействия на окружающую среду и защите здоровья, обязательные взимаемые платежи, создание новых рабочих мест. В заключение проведен анализ перспектив развития ВИЭ в ближайшем для России государстве – Республике Беларусь, что важно для энергетического сотрудничества.
Научная новизна: проведен комплексный анализ системных эффектов от реализации программы поддержки отрасли ВИЭ в РФ. Доказана эффективность реализации программы поддержки на примере солнечной энергетики и перспективы ее внедрения в условиях российской экономики.
Практическая значимость: полученные результаты исследования и выявленные закономерности могут быть применены для формирования прогнозов развития возобновляемой энергетики с учетом экономических и неэкономических последствий, оценки эффективности политики поддержки генерирующих объектов, функционирующих на основе ВИЭ, органами власти, а также при выборе наиболее благоприятных механизмов поддержки.
Цель: изучение пакетов антироссийских санкций, анализ мер противодействия санкциям, формализация текущей и будущей санкционной политики Англии, США и ЕС.
Методы: использованы такие приемы абстрактно-логического метода, как анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, формализация, прогнозирование.
Результаты: на основе анализа научной литературы, мнений экспертов и чиновников определены три основных подхода к оценке санкционной политики России: макроэкономический, отраслевой и региональный. Проведена оценка пакетов антироссийских санкций и контрсанкций со стороны России в хронологическом порядке. Дана оценка эффективности антироссийских санкций с точки зрения их влияния на экономику России. Выявлены текущие тенденции санкционной политики Великобритании, США и ЕС. Даны ответы на вопросы: кто является основной целью санкций (Россия или ЕС), будет ли втянут в санкционную войну Китай; будут ли достигнуты официальные цели антироссийских санкций; приведет ли усиление санкций к горячему геополитическому конфликту. Определены предпосылки и мотивы вступления ЕС в санкционную войну, выявлено влияние экономических проблем ЕС на продолжительность санкционной войны. Построены сценарии развития отношений ЕС с Россией и спрогнозированы сроки санкционной войны, развязанной США.
Научная новизна: определено, что антироссийские санкции после пятого их пакета во многом стали демонстративными. Ситуационное реагирование российских властей на санкции было масштабным, соответствовало текущей ситуации, осуществлялось продуманно и эффективно. Выявлено смещение фокуса санкций Англии и США на ЕС и предпосылки конфликта ЕС и Китая. Обнаружено, что при сохранении интенсивности санкционной политики экономика ЕС может значительно деградировать в ближайшие 10–15 лет.
Практическая значимость: приведенные данные и выводы должны помочь в формализации и коррекции санкционной и антисанкционной экономической политики России.
Цель: формирование теоретической модели экономического механизма обеспечения региональной энергетической безопасности.
Методы: общенаучные, статистические, системные, логические, процессные подходы.
Результаты: решение проблемы энергетической безопасности государства является одним из важнейших направлений экономической политики государства в условиях усиления угроз для объектов энергетической инфраструктуры Республики Беларусь. Для реализации цели исследования авторами уточнено понятие региональной энергетической безопасности, определены основные угрозы энергетической безопасности. Установлено, что индикаторы, применяющиеся для оценки системы энергобезопасности, сегодня во многом устарели, в связи с чем авторами предложена система показателей, состоящая из 30 индикаторов и интегрального показателя. Авторами также предложена теоретическая модель экономического механизма обеспечения региональной энергетической безопасности, которая предусматривает последовательность действий с указанием сроков и конкретных исполнителей на каждом этапе реализации. Этапы включают в себя: мониторинг (оценку) текущего состояния региональной энергетической безопасности; анализ рисков и угроз региональной энергетической безопасности; определение минимального и максимального уровня региональной энергетической безопасности; обоснование направлений повышения региональной энергетической безопасности; формирование планов мероприятий для повышения региональной энергетической безопасности; реализация мероприятий по укреплению энергетической безопасности регионов. Проведен анализ рисков и угроз региональной энергетической безопасности путем опроса представителей региональных областных энергосистем, на основе которого определены основные направления повышения уровня региональной энергетической безопасности.
Научная новизна: на основе существующих методических подходов к оценке энергетической безопасности в стране авторами впервые была разработана теоретическая модель экономического механизма, обеспечивающего региональную энергетическую безопасность Республики Беларусь. Разработана система индикаторов энергобезопасности, отличия которой от общепринятой заключаются в формировании дополнительного блока индикаторов социально-экологического характера и объединении индикаторов в группы производственного, финансового и информационного характера.
Практическая значимость: применение данной модели позволит укрепить региональную энергетическую безопасность Республики Беларусь.
Разработанные на основе авторского механизма мероприятия повышения энергетической безопасности целесообразно включить в региональные комплексы мероприятий по реализации государственных программ на пятилетний период, финансируемых за счет средств местных бюджетов на уровне областей Беларуси и Минска. Методические положения, касающиеся расчета интегрального показателя, анализа рисков и угроз энергобезопасности, могут быть использованы при разработке новой редакции Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь.
КРИПТОМИР И ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСЫ
Цель: повышение эффективности противодействия использованию типовых схем отмывания преступных доходов на основе выявления технологических и правовых уязвимостей инфраструктуры DeFi: децентрализованных бирж, блокчейн-мостов, децентрализованных кошельков и валют повышенной конфиденциальности.
Методы: общенаучные (анализ и синтез, метод индукции и дедукции, метод теоретического моделирования, юридическая интерпретация) и специальные методы научного познания (структурно-функциональный, конструктивный, ситуационный, инновационный, целевой, программно-целевой и риск-ориентированный).
Результаты: обозначены основные тренды развития легализации преступных доходов с использованием децентрализованных финансов; выявлена детерминационная значимость технологических характеристик DeFi в генезисе отмывания преступных доходов; определены основные типы легализации с использованием децентрализованных финансов; изучены схемы совершения преступлений и оценен криминогенный потенциал инфраструктуры DeFi (децентрализованных бирж, блокчейн-мостов, миксеров, токенов повышенной конфиденциальности и др.).
Научная новизна: предложено рассматривать легализацию преступных доходов с использованием DeFi как особую разновидность цифровых финансовых преступлений. В статье предложена авторская типология отмывания преступных доходов, обосновывается идея о невозможности применения к децентрализованным финансам матрицы традиционного финансового регулирования и стандартов AML. Аргументируется вывод о том, что предупреждение отмывания преступных доходов с использованием децентрализованных финансов должно осуществляться в тесной связке с выявлением индикаторов риска и разработкой эффективных мер контроля в точках входа преступных доходов на централизованные биржи.
Практическая значимость: анализ типовых механизмов легализации преступных доходов с использованием DeFi позволяет системно подойти к организации ранней профилактики преступности и потенциально может стать основой для разработки рекомендаций для служб финансовой разведки и мониторинга.
ПЕРЕВОДНЫЕ СТАТЬИ
Цель: разработка нового стандарта оценки степени децентрализации криптоактивов в США.
Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать их в историческом развитии и функционировании в контексте совокупности объективных и субъективных факторов, который определил выбор следующих методов исследования: формально-логический и социологический.
Результаты: криптоактивы итехнология блокчейна могут создать беспрецедентный равноправный доступ кфинансовым институтам. При этом ведутся ожесточенные споры вокруг юрисдикции федеральных агентств в отношении нового вида активов. Не имея четкого законодательства, федеральные агентства были вынуждены решать эти споры через создание собственных правовых норм. Однако подзаконные нормативные акты о юрисдикции над криптоактивами могут быть оспорены в кассационных судах в рамках доктрины «основных вопросов». Если раньше Верховный Суд США крайне положительно относился к подзаконным нормативным правовым актам, то в последнее время он неоднократно отменял их, если какое-либо агентство претендовало на право регулировать вопросы большой экономической и политической важности. Можно считать, что Комиссия по ценным бумагам и биржам США претендует на такое право, интерпретируя большинство криптоактивов как «инвестиционные контракты», тем самым распространяя на них свою юрисдикцию. Решение по широко известному делу SEC v. Ripple Labs, Inc. относительно доктрины «основных вопросов» несколько проясняет классификацию криптоактивов, однако оставляет открытой проблему юрисдикции. Это решение также может затруднить применение режима раскрытия информации, установленного Комиссией по ценным бумагам и биржам, к высокорисковым предложениям криптоактивов.
Научная новизна: в настоящей работе обосновано, что Конгрессу следует принять Закон Ламмиса – Гиллибранда об ответственных финансовых инновациях (Lummis-Gillibrand Responsible Financial Innovation Act) с целью создания общей юрисдикции Комиссии по ценным бумагам и биржам и Комиссии по торговле товарными фьючерсами (Commodities Futures Trading Commission) над большей частью предложений криптоактивов. Это позволит достичь баланса между защитой потребителей и созданием инноваций в финансовом секторе. Автор статьи также выступает в поддержку нового стандарта оценки степени децентрализации криптоактивов, который еще больше проясняет роль SEC в регулировании предложений криптоактивов.
Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной, педагогической и правоприменительной деятельности при рассмотрении вопросов, связанных с деятельностью Комиссии по ценным бумагам и биржам США.
ЗАКОНОПРОЕКТЫ
Цель: разработка проекта Этического кодекса, направленного на установление этических норм и правил служебного поведения субъектов, осуществляющих деятельность по созданию, применению и утилизации медицинских изделий на основе технологий искусственного интеллекта.
Методы: в качестве оснований исследования избраны общенаучные и частнонаучные методы научного познания, в том числе анализ, синтез, дедукция, индукция, классификация, аналогия и сравнение.
Результаты: проект Этического кодекса представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться субъекты, осуществляющие деятельность по созданию, применению и утилизации медицинских изделий на основе технологий искусственного интеллекта, и направлен на укрепление авторитета медицинских работников, повышение доверия пациентов к технологиям искусственного интеллекта и предотвращение потенциальных негативных последствий в результате их применения.
Научная новизна: проект Этического кодекса основан на системном и комплексном подходе к исследованию этических норм и правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться субъекты, осуществляющие деятельность по созданию, применению и утилизации медицинских изделий на основе технологий искусственного интеллекта. Принципы, указанные в Этическом кодексе, служат основой для развития системы правового регулирования технологий искусственного интеллекта в здравоохранении.
Практическая значимость: вниманию юристов – ученых и практиков, медицинских работников, членов комитетов по клинической этике, специалистов по медицинской этике, представителей правотворческих органов, государственных ведомств, бизнес-сообщества и общественных организаций, пациентов, а также широкого круга читателей, интересующихся вопросами цифровой трансформации системы здравоохранения, предложен первый в Российской Федерации проект Этического кодекса субъектов, осуществляющих деятельность по созданию, применению и утилизации медицинских изделий на основе технологий искусственного интеллекта.
ДИСКУССИИ
Цель: определение уровня профессиональной готовности будущих учителей к педагогической деятельности с применением статистического метода анализа на основе вторичных данных социологического исследования, а также оценка факторов, влияющих на этот уровень.
Методы: в исследовании предпринят индексный метод обобщения материалов социологических измерений для вычисления индекса профессиональной готовности кпедагогической деятельности (I ПГПД). В рамках оценки использованы данные социологического опроса, проведенного ФГБУН ВолНЦ РАН в мае – июне 2023 г. среди студентов, обучающихся на выпускном курсе по педагогическим специальностям в колледжах и вузах Вологодской области.
Результаты: на основании обобщения опыта исследования профессиональной готовности к педагогической деятельности (далее – ПГПД) предложена теоретическая модель критериально-уровневой оценки этого явления. В рамках апробации модели произведена оценка готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности. Расчеты показали, что высоким уровнем ПГПД обладают 24,6 % опрошенных выпускников, средним уровнем – 44,6 %, низким – 30,8 %. При этом у выпускников вузов уровень готовности к работе в школе ниже, чем у тех, кто получает профессию в колледжах. В ходе корреляционного анализа выявлено, что на ПГПД будущих учителей сильное влияние оказывает наличие профессионального призвания как чувства духовной связи с профессией, а слабое – покупательная способность собственных доходов. Распространение негативных представлений о профессии учителя у выпускников обычно снижает готовность к работе по специальности.
Практическая значимость: в исследовании предложен пошаговый алгоритм оценки профессиональной готовности к педагогической деятельности с применением базы социологических данных. Выдвинуто предположение, что на процесс формирования ПГПД оказывает влияние не только образовательная организация, но и личность будущего специалиста. В частности, это касается внутреннего желания видеть себя в педагогике сложившимся профессионалом, которое в процессе подготовки в колледжах и вузах формируется далеко не всегда (особенно если прием на специальность был связан с «негативным отбором»). В связи с этим сформулированы предложения по преодолению эффекта «негативного отбора» при профессиональном обучении будущих педагогов.
Научная новизна: в исследовании уточнен подход к категории «профессиональная готовность к педагогической деятельности», а также предложена методика оценки уровня ПГПД, которая включает в себя теоретическую модель критериально-уровневой оценки этого явления, а также алгоритм расчета итогового индекса ПГПД.
ОТЗЫВЫ И РЕЦЕНЗИИ
Цель: оценка произведения «Когнитивные структуры и политэкономия социализма вСССР» под ред. П. А. Ореховского (СПб.: Алетейя, 2022).
Методы: текстологический анализ, методологическая критика.
Результаты: в работе рассматривается коллективная монография сотрудников Института экономики Российской академии наук, посвященная истории советской экономической мысли 1950-х – пер. пол. 1980-х гг. Оригинальность рецензируемой работы состоит в методологическом подходе. Он предполагает анализ особенностей речевых практик и исходит из того, что их результатом стало формирование особой когнитивной структуры, цикл развития которой оказал решающее влияние и на политические процессы. Не относясь к учебной литературе, изложение ряда вопросов в работе может быть использовано в качестве вспомогательного материала в учебном процессе по истории советской экономики и экономической мысли. Вместе с тем работа содержит и ряд спорных положений. В целом она вносит важный вклад в потенциальную дискуссию о прошлом и настоящем отечественной экономической науки и о характере позднесоветских и постсоветских экономических и социальных изменений.
Научная новизна: новаторство работы состоит в последовательном применении к истории советской экономической науки похода, предполагающего стирание четкой границы между субъектом и объектом экономических исследований. Оригинальность методологического подхода состоит в том, что в нем западный «постмодернизм» применяется для анализа такого уникального объекта, как советская экономическая наука.
Практическая значимость: работа может быть рекомендована широкому кругу специалистов, интересующихся рассматриваемой проблематикой.