Персональная или социальная идентичность в реформировании образования: коррупция или инновация
Аннотация
Цель: разработать модель механизма возникновения выбора персональной или социальной идентичности и на его основе проанализировать психологические предпосылки возникновения коррупции на примере реформирования образования. Методы: положения вероятностной философии В. В. Налимова; положения синергетики о самоорганизующихся системах; собственные разработки авторов: метод психосоциального диссонанса, модель механизма взаимодействия. Результаты: На основе разработанной модели механизма выбора персональной или социальной идентичности показано, что коррупция связана с персональной идентичностью чиновника, личные интересы которого преобладают над общественными (а зачастую и противоположны им), несмотря на то, что занимаемая государственная должность предполагает наличие у должностного лица социальной идентичности и социального (общественного) сознания. Научная новизна: На основе использования авторских методов и моделей, которые тоже представляет научную новизну, в статье впервые исследована роль персональной и социальной идентичности в качестве предпосылки возникновения коррупции. Практическая значимость: Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической (воспитательной) деятельности при рассмотрении вопросов о коррупции и развития общества, в профилактике коррупционных преступлений.
Об авторах
В. В. ВасинаРоссия
Р. Г. Халитов
Россия
Список литературы
1. Рукшин С.Е. Дошли до точки невозврата // Санкт-Петербургские ведомости. URL: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/novosti/rus_psy/n3645.html (дата обращения: 20.10.2014).
2. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений групп в социальной системе: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2002. 306 c.
3. Нуруллин Р.А. Метафизика виртуальности. Казань: Изд-во КГТУ, 2009. 525 с.
4. Налимов В.В. Облик науки. СПб - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. 368 с.
Рецензия
Для цитирования:
Васина В.В., Халитов Р.Г. Персональная или социальная идентичность в реформировании образования: коррупция или инновация. Актуальные проблемы экономики и права. 2014;(4):26-33.
For citation:
Vasina V.V., Khalitov R.G. Personal or social identity in reforming education: corruption or innovation. Actual Problems of Economics and Law. 2014;(4):26-33. (In Russ.)