Управление северным завозом: правовой аспект
https://doi.org/10.21202/2782-2923.2022.3.548-565
EDN: CBONDY
Аннотация
Цель: оценка нормативных правовых механизмов управления северного завоза в районы Крайнего Севера и формирование предложений по их совершенствованию.
Методы: пространственный подход, позволивший рассматривать управление северным завозом через концептуализацию пространственного измерения процессов снабжения удаленных районов – предзаданность определенной географической системы координат, в которую помещен исследуемый объект, и наличие регионализации, обусловленной пространственно-временной структурацией территории нашей страны; интервьюирование и фокусгруппы с органами исполнительной власти, представителями научно-исследовательских институтов, экспертного и предпринимательского сообщества с целью формирования массива исходных данных по правовым аспектам северного завоза.
Результаты: в статье определено, что региональные нормативные правовые акты преимущественно носят несистемный характер (за исключением Республики Саха (Якутия)), регулируя отдельные направления государственной поддержки, в частности, порядок предоставления финансовой поддержки. Низкая востребованность иных видов поддержки обусловлена необходимостью формирования стимулов для участия хозяйствующих субъектов в северном завозе в условиях низкой маржинальности бизнеса. Сложность заключается в необходимости интеграции централизованной и децентрализованной систем снабжения при отсутствии соответствующего правового поля.
Научная новизна: впервые проведена оценка эффективности мер государственной поддержки северного завоза для определения направлений совершенствования его правовых механизмов. Предложено определение северного завоза, категорирование этих районов по периодам транспортного сообщения; совершенствование правового регулирования на основе разработки единого закона с определением правил игры для стейкхолдеров.
Практическая значимость: представленная оценка правовых механизмов управления северного завоза и формирование предложений по их совершенствованию могут быть полезны для корректировки существующего и выработки нового подхода к разработке специализированной нормативной правовой базы как на федеральном, так и региональном уровнях. Рекомендации могут быть использованы органами исполнительной власти при выработке государственной политики и нормативно-правовом регулировании вопросов жизнеобеспечения северных территорий.
Об авторах
М. Е. КузнецовРоссия
Кузнецов Михаил Евгеньевич, кандидат экономических наук, доцент, директор
Web of Science Researcher ID: 57195397097
eLIBRARY ID: SPIN-код: 1367-4250
М. И. Никишова
Россия
Никишова Мария Игоревна, кандидат экономических наук, руководитель направления «Цифровая трансформация»
Web of Science Researcher ID: 57204571828
eLIBRARY ID: SPIN-код: 5353-8529
Список литературы
1. Полешкина И. О. Оценка эффективности продовольственного обеспечения районов Крайнего Севера России // Экономика региона. 2018. Т. 14, вып. 3. С. 820–835. DOI: https://doi.org/10.17059/2018-3-10
2. Гоман В. А. Северный завоз: реалии, возможности, перспективы // Человек и труд. 2000. № 6. С. 63–67.
3. Грицевич А. В. Северный завоз // ЭКО. 2008. № 3 (405). С. 78–88. URL: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/2727
4. Зафесов Ю. К. Эффективные механизмы северного завоза в регионы Крайнего Севера: автореферат дис. ... канд. экон. наук. Москва: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, 2006. 24 с.
5. Северный завоз товаров: состояние, повышение ответственности сибирских регионов / Л. П. Наговицина, М. И. Дроздова, Е. И. Леоненко // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2017. № 38. С. 64–72. DOI: https://doi.org/10.17223/19988648/38/6
6. Серова В. А. Анализ законодательного обеспечения системы «северного завоза» в районы Крайнего Севера // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2007. № 1 (17). С. 40a–48.
7. Галактионов О. Н. «Северный завоз» как фактор экономического обеспечения жизнедеятельности населения северных регионов // NovaUm.Ru. 2019. № 18. С. 131–134.
8. Бекяшев Д. К., Бекяшев К. А. Тенденции развития правового режима Северного морского пути // Вестник СанктПетербургского университета. Право. 2021. Т. 12, № 2. С. 276–295. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu14.2021.203
9. Жуков М. А., Телеснина В. М. Вопросы оптимизации Северного завоза // Арктический вектор: «Северный завоз» – пути развития: материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции. Якутск. 30 сентября 2021 года. Якутск: Академия наук РС (Я), 2021. С. 43–52.
10. Чернов С. Н., Чернова Т. И. Правовые основы проекта «водный путь Балтсиб» для реализации инфраструктуры Северного морского пути // Актуальные проблемы экономики и права: сборник трудов. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2022. С. 117–127.
11. Губарев В. Н. Вопросы правового обеспечения реализации стратегии развития арктического региона на примере Республики Саха (Якутия) // Экономика Востока России. 2020. № 1 (12). С. 17–19. URL: http://src-sakha.ru/medias/docs/journal-evr/EVR12/17-19_GubarevVN.pdf
12. Богданова Н. А., Чуйкова О. Ю. Современное состояние транспортного обслуживания северных регионов // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». Санкт-Петербург, 29–31 мая 2019 года. Санкт-Петербург: ГНИИ «Нацразвитие», 2019. С. 226–232.
13. Соколов Ю. И. Риски северного завоза // Проблемы анализа риска. 2019. Т. 16, № 4. С. 32–47. DOI: https://doi.org/10.32686/1812-5220-2019-16-4-32-47
14. Богер И. Б. Северный завоз грузов в районы Северо-Востока России // Регион: экономика и социология. 2003. № 3. С. 105–121.
15. Шадрин А. П. Обеспечение северного завоза // Эксперт. 2001. URL: https://expert.ru/expert/2001/29/29ex-evenkia_26724/ (дата обращения: 06.04.2022).
16. Обеспечение эффективной и надежной доставки грузов северного завоза для районов Крайнего Севера и Арктической зоны России / Н. А. Филиппова, В. М. Власов, В. Н. Богумил. Москва: Техполиграфцентр, 2019. 214 с.
17. Пиль Э. А. Анализ северного завоза и варианты его реализации // Цифровая наука. 2021. № 3. С. 42–58.
18. Пилясов А. Н. Предпринимательство в Арктике: Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Арктической зоне, или Чем арктические предприниматели похожи на белых медведей? Москва: КРАСАНД, 2021. 400 с.
19. Глава Минвостокразвития РФ: затраты на северный завоз сократит создание его «цифрового двойника». URL: https://ampravda.ru/2022/01/20/0109995.html (дата обращения: 06.04.2022).
20. Аналитическую цифровую модель северного завоза могут внедрить на Дальнем Востоке и в Арктике. URL: https://ysia.ru/analiticheskuyu-tsifrovuyu-model-severnogo-zavoza-mogut-vnedrit-na-dalnem-vostoke-i-v-arktike/ (дата обращения: 06.04.2022).
21. Указ Президента РФ от 05.03.2020 № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_347129/ (дата обращения: 26.02.2022).
22. Указ Президента РФ от 26.10.2020 № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366065/ (дата обращения: 26.02.2022).
23. Северный завоз: совершенствование механизмов государственной поддержки // Информационный портал Совета Федерации Российской Федерации. URL: https://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/131352/ (дата обращения: 08.03.2022).
24. Вопросы обеспечения поставок продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/100411/ (дата обращения: 15.03.2022).
25. Расследованием причин срыва северного завоза в Якутии займется федеральная комиссия // Информационноаналитический портал «SakhaNews». URL: https://www.1sn.ru/90392.html (дата обращения: 22.03.2022).
26. Что такое «северный завоз» и почему в этом году он был сорван? // Аргументы и факты. URL: https://aif.ru/dontknows/eternal/1015079 (дата обращения: 22.03.2022).
27. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 29.03.2022).
28. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ (дата обращения: 29.03.2022).
29. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2020 год» // Счетная палата Российской Федерации. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/123/442w02xo0vq4unq199jwxnr9mpow972c.pdf (дата обращения: 15.03.2022).
30. Закон о контрактной системе в сфере госзакупок: проблемы правоприменения и пути совершенствования // Аналитический вестник. 2021. № 18 (778). URL: http://council.gov.ru/media/files/f9yp3LTc9SrFLGwATsiFFjduKOMVTKdn.pdf (дата обращения: 15.03.2022).
31. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Арктической зоне Российской Федерации // Информационный портал «Союз городов Заполярья». URL: http://krayniy-sever.ru/?page_id=2015 (дата обращения: 15.03.2022).
32. Исторические тенденции и современные организационно-экономические проблемы «северного завоза» / В. В. Васильев, А. В. Грицевич, В. С. Селин. Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2009. 152 с.
33. Постановление Правительства РФ от 23.05.2000 № 402 (ред. от 06.12.2016) «Об утверждении Перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27259/ (дата обращения: 26.02.2022).
34. Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям». URL: https://docs.cntd.ru/document/420251753 (дата обращения: 18.03.2022).
35. Sulzenko A., Fellows G. K. Planning for infrastructure to realize Canada’s potential: The corridor concept // The School of Public Policy Publications. 2016. Т. 9. URL: https://cdm.ucalgary.ca/index.php/sppp/article/view/42591 (дата обращения: 25.11.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Кузнецов М.Е., Никишова М.И. Управление северным завозом: правовой аспект. Russian Journal of Economics and Law. 2022;16(3):548-565. https://doi.org/10.21202/2782-2923.2022.3.548-565. EDN: CBONDY
For citation:
Kuznetsov M.E., Nikishova M.I. Managing the northern supply haul: legal aspect. Russian Journal of Economics and Law. 2022;16(3):548-565. (In Russ.) https://doi.org/10.21202/2782-2923.2022.3.548-565. EDN: CBONDY