Preview

Russian Journal of Economics and Law

Расширенный поиск

Экономический механизм обеспечения региональной энергетической безопасности Республики Беларусь

https://doi.org/10.21202/2782-2923.2023.3.800-821

EDN: QXJVAS

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Цель: формирование теоретической модели экономического механизма обеспечения региональной энергетической безопасности.

Методы: общенаучные, статистические, системные, логические, процессные подходы.

Результаты: решение проблемы энергетической безопасности государства является одним из важнейших направлений экономической политики государства в условиях усиления угроз для объектов энергетической инфраструктуры Республики Беларусь. Для реализации цели исследования авторами уточнено понятие региональной энергетической безопасности, определены основные угрозы энергетической безопасности. Установлено, что индикаторы, применяющиеся для оценки системы энергобезопасности, сегодня во многом устарели, в связи с чем авторами предложена система показателей, состоящая из 30 индикаторов и интегрального показателя. Авторами также предложена теоретическая модель экономического механизма обеспечения региональной энергетической безопасности, которая предусматривает последовательность действий с указанием сроков и конкретных исполнителей на каждом этапе реализации. Этапы включают в себя: мониторинг (оценку) текущего состояния региональной энергетической безопасности; анализ рисков и угроз региональной энергетической безопасности; определение минимального и максимального уровня региональной энергетической безопасности; обоснование направлений повышения региональной энергетической безопасности; формирование планов мероприятий для повышения региональной энергетической безопасности; реализация мероприятий по укреплению энергетической безопасности регионов. Проведен анализ рисков и угроз региональной энергетической безопасности путем опроса представителей региональных областных энергосистем, на основе которого определены основные направления повышения уровня региональной энергетической безопасности.

Научная новизна: на основе существующих методических подходов к оценке энергетической безопасности в стране авторами впервые была разработана теоретическая модель экономического механизма, обеспечивающего региональную энергетическую безопасность Республики Беларусь. Разработана система индикаторов энергобезопасности, отличия которой от общепринятой заключаются в формировании дополнительного блока индикаторов социально-экологического характера и объединении индикаторов в группы производственного, финансового и информационного характера.

Практическая значимость: применение данной модели позволит укрепить региональную энергетическую безопасность Республики Беларусь.

Разработанные на основе авторского механизма мероприятия повышения энергетической безопасности целесообразно включить в региональные комплексы мероприятий по реализации государственных программ на пятилетний период, финансируемых за счет средств местных бюджетов на уровне областей Беларуси и Минска. Методические положения, касающиеся расчета интегрального показателя, анализа рисков и угроз энергобезопасности, могут быть использованы при разработке новой редакции Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь.

Для цитирования:


Зорина Т.Г., Панасюк В.В. Экономический механизм обеспечения региональной энергетической безопасности Республики Беларусь. Russian Journal of Economics and Law. 2023;17(4):800-821. https://doi.org/10.21202/2782-2923.2023.3.800-821. EDN: QXJVAS

For citation:


Zoryna T.G., Panasiuk V.V. Economic mechanism of ensuring regional energy safety of the Republic of Belarus. Russian Journal of Economics and Law. 2023;17(4):800-821. (In Russ.) https://doi.org/10.21202/2782-2923.2023.3.800-821. EDN: QXJVAS

Введение

В условиях экономической и политической неопределенности большинство стран испытывает энергетические трудности, связанные с высокой ценой на энергоресурсы, их исчерпаемостью и неравномерностью распределения. Энергетические проблемы обостряются в результате применения санкционных международных мер экономического давления. Поэтому большое внимание со стороны международных организаций, научного сообщества, органов государственной власти уделяется вопросам обеспечения энергетической безопасности на уровне государственных объединений, отдельных стран и регионов.

В настоящее время обеспечение региональной энергетической безопасности имеет особое значение ввиду усиления угроз объектам энергетики различного уровня. Целью исследования является создание теоретической модели, формирующей экономический механизм обеспечения региональной энергетической безопасности. Задачами исследования являются выделение этапов и определение инструментов реализации экономического механизма региональной энергетической безопасности.

Обзор исследований в области энергобезопасности. Исследователи разных стран уделяют внимание энергетической безопасности, примером могут служить разработки российских ученых. Так, в работе Н. А. Егиной (2022) отражен стратегический приоритет энергобезопасности в обеспечении национальной безопасности государства, а в исследовании Д. В. Брянцева с соавторами показана зависимость экономической безопасности государства от уровня энергобезопасности страны (Брянцев и др., 2019). В работе Т. Л. Алибаева указаны показатели энергетической безопасности государства с выделением отдельных индикаторов (Алибаев, 2019), а Н. И. Пяткова и С. М. Сендеров исследовали методические аспекты энергобезопасности при функционировании и развитии электроэнергетических систем (Пяткова, Сендеров, 2020). В исследованиях Ю. Д. Кононова и Д. Ю. Кононова предложены оптимальный состав и значимость индикаторов энергобезопасности и применение методов анализа при многовариантном развитии энергетики (Ю. Д. Кононов, Д. Ю. Кононов, 2022). Механизм обеспечения экономической безопасности в энергетической сфере представлен в работе О. В. Кондракова (2016), а оценка энергобезопасности с экологической и финансово-экономической стороны выполнена в работе Сендерова и Рабчук (2019). В работе Ю. Д. Кононова обобщен зарубежный опыт по применению комплексной оценки состояния энергобезопасности (Кононов, 2018), а методы оценивания энергетической безопасности объектов энергосистемы приведены в исследованиях И. С. Заславского, Е. Э. Карташова, И. Н. Паскарь (2021). Хотелось бы отметить, что в Российской Федерации постоянно проводятся исследования по определению уровня энергетической безопасности регионов. Например, С. М. Сендеров, В. И. Рабчук предложили в своей работе методологию интегральной оценки состояния энергетической безопасности на федеральном уровне (Сендеров, Рабчук, 2018), а Я. А. Владимиров с соавторами рассматривают энергетическую безопасность регионов как элемент устойчивого развития (Владимиров и др., 2022). Исследования энергетической безопасности Челябинской области А. Г. Воробьева, Е. А. Мякоты, А. В. Путилова выполнены с акцентами на электроэнергетическую систему (Воробьев и др., 2020). В разработанной методике энергетической безопасности территории С. И. Борталевича (2019) предусмотрен индикативный метод анализа с применением индикаторов и их пороговых значений с выделением в отдельные блоки финансово-экономических и экологических индикаторов. Заслуживает внимания работа Л. В. Аршинского с соавторами по возможному применению расчета комплексного показателя для оценки угроз региональной энергетической безопасности (Аршинский и др., 2023). Методология оценки уровня энергетической безопасности Кыргызской Республики рассматривается в работе В. М. Касымовой и А. В. Архангельской, где значительное внимание уделяется электроэнергетике с наличием блоков индикаторов потребителей и блока социологической направленности (Касымова, Архангельская, 2011). Определение энергобезопасности в зависимости от спроса и предложения безопасности с учетом частных рынков и государственного регулирования предусматривают зарубежные авторы Х. Блюм и Л. Ф. Л. Легей (2012), а предложение о проведении анализа первоначальных причин, влияющих на энергобезопасность, высказано в исследованиях китайских ученых (Чжан и др., 2021). Изучению проблем и применению методов оценки энергетической безопасности посвящены работы белорусских ученых. Так, И. Т. Богдан и Т. Г. Зорина рассматривают стратегию устойчивого развития энергетики Республики Беларусь во взаимосвязи с повышением уровня энергобезопасности страны (Богдан, Зорина, 2020), а Е. П. Корсак (2019) уделяет внимание формированию системы угроз энергетической безопасности страны. Белорусские исследователи Б. И. Попов, Т. Г. Зорина и О. А. Любчик представляют многокритериальный анализ решений как метод оценки уровня энергетической безопасности страны (Попов и др., 2020), а Т. Г. Зорина и Б. И. Попов рассматривают существующую методику оценки энергетической безопасности с применением индикативного подхода и расчетом интегрального показателя (Попов, Зорина, 2020). Вместе с тем следует отметить, что в действующих методиках белорусских исследователей по оценке энергетической безопасности с применением индикативного метода ряд индикаторов потеряли свою актуальность и требуют замены, а также дополнения индикаторами социально-экологической направленности, как это отмечали в своих работах Касымова и Архангельская (2011). В связи с интеграцией Белорусской АЭС в энергосистему Т. Г. Зорина, В. В. Панасюк и С. Г. Прусов выполнили типологизацию и анализ значимости рисков и угроз энергетической безопасности Республики Беларусь (Зорина и др., 2022). Новые аспекты и вызовы энергетической безопасности, связанные с ростом роли информационных технологий и цифровых систем в управлении и контроле энергетической инфраструктуры, представлены в работах Т. Г. Зориной и С. Г. Прусова (2021, 2022). Организационно-экономический механизм и институциональные условия обеспечения энергетической безопасности страны представлены в работе Н. И. Камоцкой (2019).

В настоящем исследовании по результатам литературного обзора при формировании понятия энергобезопасности были использованы подходы, отраженные в работах Н. А. Егиной (2022), Брянцева с соавторами (2019) и ряда других исследователей. При формировании набора индикаторов и их классификации использовались наработки Алибаева (2019) и результаты работы Ю. Кононова и Д. Кононова (2022a). При расчете интегрального показателя использовались методологии Сендерова и Рабчук (2018), Зориной и Попова (2020) и Панасюка (2023b). При анализе рисков и угроз энергобезопасности использованы подходы Е. П. Корсак (2019), а для расчета комплексного показателя оценки энергобезопасности использована методология, предложенная в работе Аршинского с соавторами (2023). Региональный разрез энергобезопасности рассмотрен на основании исследований Сендерова и Рабчук (2018), Воробьева с соавторами (2020) и С. И. Борталевича (2019). При формировании теоретической модели экономического механизма обеспечения региональной энергетической безопасности использованы подходы О. В. Кондракова (2016), Н. И. Камоцкой (2019) и Зориной (2023), а в работе В. М. Сыропущинского и Н. И. Камоцкой (2018) предложена экономическая модель оценки энергетической безопасности страны.

Следует отметить, в Республике Беларусь производится оценка энергетической безопасности государства в целом и не уделяется должного внимания региональной энергетической безопасности. Так, в исследовании Т. Г. Зориной (2023) представлен экономический механизм обеспечения энергетической безопасности Республики Беларусь без учета региональных особенностей областных энергосистем страны.

Данное исследование отличается от ранее проведенного Т. Г. Зориной (2023) разработкой системы дополнительных показателей, анализом рисков и угроз с определением их приемлемого уровня, обоснованием направлений с формированием планов повышения региональной энергетической безопасности.

Методические основы исследования. Для дальнейшего изложения теоретической модели следует уточнить понятия «региональная энергетическая безопасность» и «экономический механизм».

Региональная энергетическая безопасность – это состояние защищенности граждан и экономики определенного региона страны от угроз неустойчивого обеспечения их потребностей в экономически доступной энергии приемлемого качества как в нормальных условиях, так и при чрезвычайных обстоятельствах, от угроз экологического характера при производстве и потреблении энергии, от киберугроз информационных систем и сетей энергетической инфраструктуры региона. Энергетическая безопасность региона тесно связана с энергетической безопасностью страны в рамках проводимой региональной энергетической политики государства. Под угрозами энергетической безопасности понимается совокупность кратковременных или долговременных событий, которые могут привести к негативным последствиям функционирования энергетической инфраструктуры и социально-экономического развития региона. Вероятность возникновения угроз характеризуют энергетические риски.

Как ранее было отмечено Т. Г. Зориной: «Экономический механизм – это система, состоящая из двух взаимодействующих подсистем, которая с помощью совокупности экономических методов, способов, форм и рычагов реализует воздействие управляющей подсистемы в виде рынка и государственной политики на управляемую подсистему в форме материальных, социальных, природных и других ресурсов в процессе их последовательного преобразования с целью достижения максимальной экономической целесообразности в условиях цифровой экономики» (Зорина, 2023). Данный экономический механизм имеет территориально-отраслевые признаки, так как должен формировать экономические стимулы в энергетической сфере для устойчивого социально-экономического развития регионов Республики Беларусь.

Риски и угрозы могут быть внутренние, которые контролируемо зависят от деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса, а также внешние, неконтролируемого характера, которые не зависят от их деятельности.

На перечень рисков и угроз внутреннего характера оказывают влияние следующие факторы: цены на энергоресурсы в стране; характеристика и наличие производственных, материальных, финансовых, трудовых ресурсов региона; уровень использования производственных, материальных, финансовых, трудовых ресурсов в регионе; степень развития высокотехнологичных производств в регионе.

На перечень рисков и угроз внешнего характера влияют: цены на энергоресурсы в стране и на мировом рынке с учетом спроса и предложения; характеристика и наличие природных ресурсов региона, уровень развития высокотехнологичных производств в стране и мире; современные тенденции в стране и мире по вопросам охраны окружающей среды.

Основой рисков региональной энергетической безопасности являются различные угрозы. Учитывая выявленные особенности основных рисков, следует идентифицировать их на всех этапах энергетического производства с классификацией на риски производственного, финансового и информационного характера.

С учетом важности энергетики и ее влияния на все сферы деятельности человека, энергетическую безопасность справедливо рассматривают одновременно как техническую, экономическую и политическую категорию (Мастепанов, 2019, с. 20). Поэтому обеспечение энергетической безопасности страны осуществляется комплексом мер организационного, экономического, научно-технического и нормативно-правового характера.

В настоящее время инструментом для оценки энергобезопасности Республики Беларусь служит сгруппированная в четыре блока система показателей, состоящая из 11 индикаторов, многие индикаторы подлежат пересмотру ввиду утраты своей актуальности. Данная система показателей определена Концепцией энергетической безопасности Республики Беларусь1, которая является основным нормативно-правовым документом, обеспечивающим энергетическую безопасность страны. К данной категории нормативно-правовых актов следует также отнести следующие нормативные правовые документы: Национальную стратегию устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 г.2, Концепцию развития электрогенерирующих мощностей и электрических сетей на период до 2030 г.3, Комплексный план развития электроэнергетической сферы до 2025 г. с учетом ввода Белорусской атомной электростанции4, Программу увеличения электропотребления для нужд отопления, горячего водоснабжения и пищеприготовления на 2021–2025 гг.5

Энергетическая безопасность регионов зависит от взаимодействия различных субъектов, которые играют ключевую роль в обеспечении устойчивости и надежности энергетической системы в данных регионах. К основным субъектам, участвующим в обеспечении энергетической безопасности регионов, относятся органы государственного управления, производственные и научно-исследовательские организации.

Оценка энергетической безопасности региона должна учитывать его многовариантность развития, неравномерную территориальную распределенность источников энергии, различные формы взаимодействия субъектов энергетики между собой и с потребителями энергии, а также с органами государственной власти.

Основой идентификации, а также инструментом для оценки энергетической безопасности является система показателей, которая обеспечивает наблюдаемость ТЭК, окружающей среды, качества жизни населения региона. К показателям как инструменту оценки предъявляются следующие требования:

– показатели должны быть достоверны и объективно отражать свойства и характерные особенности топливно-энергетического комплекса региона;

– каждый показатель должен иметь единую точность измерения;

– каждый показатель должен иметь четкий ясный смысл и размерность;

– при осуществлении мониторинга необходимо использовать единую систему показателей (Кондраков, 2016).

Результаты исследования

Предлагаемый экономический механизм обеспечения региональной энергетической безопасности Республики Беларусь базируется на страновом подходе (Зорина, 2023), развит авторами с учетом региональной специфики и включает в себя следующие элементы:

– управляющую и управляемую подсистемы;

– этапы обеспечения региональной энергетической безопасности;

– инструменты по достижению задач каждого этапа;

– цель реализации экономического механизма.

Совокупность факторов и организаций, непосредственно воздействующих на каждом этапе на управляемую подсистему, представляет собой управляющую подсистему. Деятельность управляющей подсистемы осуществляется органами государственного управления при реализации проводимой государством региональной энергетической политики, которая разрабатывается при поддержке производственных и научно-исследовательских организаций с учетом особенностей развития регионов.

Совокупность производственных, финансовых, информационных, топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР) в виде предприятий топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК) региона представляет собой управляемую подсистему.

Экономический механизм обеспечения региональной энергетической безопасности реализуется при взаимодействии управляющей и управляемой подсистем путем прохождения последовательных шести этапов, которые изображены на рис. 1.

Более подробно этапы экономического механизма обеспечения региональной энергетической безопасности представлены в таблице (Приложение).

  1. Мониторинг и диспетчеризация региональной энергетической безопасности

Инструментом для оценки энергетической безопасности является разработанная авторами система показателей, состоящая из 30 индикаторов и интегрального показателя. Индикаторы объединяются в следующие блоки: энергетическая самостоятельность; диверсификация поставщиков и видов энергоресурсов; надежность поставок, резервирование, переработка и распределение ТЭР; энергетическая эффективность конечного потребления ТЭР и экономическая устойчивость ТЭК; индикаторы социально-экологического направления. Система индикаторов приведена в табл. 1.

Отличие предлагаемой системы индикаторов от общестатистической заключается в формировании дополнительного блока индикаторов социально-экологического характера и объединении индикаторов в группы производственного, финансового и информационного характера. Появление группы информационного характера связано с цифровизацией энергетического комплекса страны. Наполнение блоков новыми индикаторами осуществляется пропорционально их значимости согласно ранее выполненным исследованиям (Зорина и др., 2022; Панасюк, 2023а).

Для мониторинга и диспетчеризации оценка энергетической безопасности осуществляется с применением индикативного метода с расчетом интегрального показателя энергетической безопасности регионов Республики Беларусь. При выполнении расчетов, как допущение, применяются одинаковые веса для индикаторов внутри каждой области оценки. Суммарное значение всех удельных весов индикаторов равно единице. Минимальные и максимальные значения индикаторов определяются с помощью коэффициентов вариации и стандартных отклонений. Для расчета используются в качестве однофакторных функций ценности линейные функции восходящего или нисходящего характера в зависимости от смысла конкретного индикатора.

При расчете интегрального показателя региональной энергетической безопасности используется простая аддитивная форма функции:

В выражении (1) kj – веса индикаторов, нормированные на 1 (хотя возможна другая нормировка, например, 100), kj в соответствии со схемой процедуры:

 ,

где  – вес индикатора j в области i, нормированный на 1 по соответствующим j, а ki – вес области i в интегральном индикаторе, также нормированный на 1.

Интегральные показатели региона принимают измерение от 0 до 1, при этом более высокое значение индекса характеризует более высокий уровень состояния энергобезопасности региона в целом.

Показатели энергобезопасности регионов предлагается интерпретировать по равномерной шкале границ согласно табл. 2.

Таблица 1

Индикаторы региональной энергетической безопасности Республики Беларусь

Table 1. Indicators of the regional energy safety of the Republic of Belarus

Блок / Section

Индикатор / Indicator

Энергетическая самостоятельность /
Energy autonomy

Производственные индикаторы / Production indicators

И1. Доля располагаемой мощности самого крупного источника электроэнергии в максимальной электрической нагрузке за год / Share of available capacity of the largest electric energy source in terms of maximal annual load

И2*. Доля располагаемой мощности самого крупного генератора электростанции в максимальной электрической нагрузке года / Share of available capacity of the largest electric power station generator in terms of maximal annual load

И3. Доля собственной выработки в электропотреблении региона за год / Share of own production in electric energy consumption of the region per year

И4*. Доля предприятий ТЭК в общем объеме производства продукции региона за год / Share of energy enterprises in the gross regional product per year

Финансовые индикаторы / Financial indicators

И5*. Доля расходов на приобретение энергетических ресурсов в объеме ВРП региона / Share of expenditures for purchasing energy resources in the gross regional product

И6. Коэффициент платежеспособности текущей ликвидности предприятий ТЭК / Solvency quotient of the current liquidity of energy enterprises

Информационные индикаторы / Information indicators

И7*. Отношение отечественных производителей цифровых решений к импортным / Ratio of domestic producers of digital solutions to foreign ones

Диверсификация поставщиков и видов энергоресурсов / Diversification of suppliers and types of energy resources

Производственные индикаторы / Production indicators

И8. Доля доминирующего вида топлива в валовом потреблении ТЭР / Share of prevalent fuel type in gross consumption of energy sources

И9. Доля доминирующего энергоресурса (газа) в производстве тепловой и электрической энергии в общем потреблении газа / Share of prevalent energy resource (gas) for production of heat and electric energy in gross consumption of gas

Финансовые индикаторы / Financial indicators

И10*. Доля расходов предприятий ТЭК на приобретение доминирующего вида топлива (газа) / Share of expenditures of energy sector enterprises for purchasing the prevalent fuel type (gas)

Информационные индикаторы / Information indicators

И11*. Коэффициент дифференциации поставщиков цифровых решений / Differentiation quotient of producers of digital solutions

Надежность поставок, резервирование, переработка и распределение ТЭР / Reliability of supply, reserving, precessing and distribution of energy resources

Производственные индикаторы / Production indicators

И12*. Индекс средней частоты отключений по региональной энергосистеме (SAIFI) / System Average Interruption Frequency Index (SAIFI) in the regional energy system

И13. Коэффициент резервирования / Quotient of reservation

И14*. Доля средних потерь при передаче и распределении энергии / Share of average losses in the energy transmittion and distribution

Финансовые индикаторы / Financial indicators

И15. Удельный вес накопленной амортизации в первичной стоимости основных средств ТЭК / Unit weight of accumulated amortization in the prime cost of energy system capital assets

Информационные индикаторы / Information indicators

И16*. Доля энергоисточников ТЭК региона, интегрированных в региональную АСКУЭ / Share of energy sources
of the regional energy system integrated into the regional automated commercial electricity metering system (ACEMS)

И17*. Доля промышленных потребителей c присоединенной мощностью 750 кВА и выше интегрированных в АСКУЭ / Share of industrial consumers with attached capacity of over 750 kWatt integrated into ACEMS

И18. Доля генераторов энергоисточников региона, оснащенных АСУ ТП / Share of energy generators in the regional, equipped with automated control system (ACS)

Энергетическая эффективность конечного потребления ТЭР и экономическая устойчивость ТЭК / Energy efficiency of the energy ultimate consumption
and economic sustainability
of energy sector

Производственные индикаторы / Production indicators

И19. Коэффициент использования установленной мощности электростанций региона / Quotient of use of the established capacity of regional power stations

И20*. Средние удельные расходы условного топлива на МВт произведенной энергии (т.у.т./МВт) / Average unit expenditures of reference fuel for MWatt of energy produced (tons/MWatt)

Финансовые индикаторы / Financial indicators

И21. Энергоемкость ВРП региона, (кг усл. топл/млн руб.) / Energy capacity of the GRP (kg of reference fuel / mln rubles)

И22. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами предприятий ТЭК / Own funds ratio of energy sector enterprises

И23. Рентабельность продаж предприятий ТЭК (Облэнерго) / Profitability of sales at energy enterprises (Oblenergo)

И24*. Коэффициент выручки от выработки ЭЭ и отпуска ТЭ на МВт установленной мощности (без покупной электроэнергии) / Marginal income ratio from electric energy consumption and fuel supply for MWatt of established capacity (without purchased electric energy)

Информационные индикаторы / Information indicators

И25*. Доля экономии ТЭР при внедрении информационных технологий (АСУ) в общем годовом объеме экономии ТЭР предприятий ТЭК (Облэнерго), % / Share of saved energy resources by introducing information technologies (ACS) in the total annual energy savings at energy enterprises (Oblenergo)

Социально-экологический блок* / Social and ecological section

Производственные индикаторы / Production indicators

И26. Выбросы загрязняющих веществ от сжигания топлива на производство ТЭ и ЭЭ на душу населения (кг/чел) / Exhausts of pollutants from burning fuel for producing heat and electric energy per capita (kg/person)

И27. Конечное потребление электроэнергии на душу населения (кВт·ч/тыс. чел.) / End use of electric energy per capita (kWh/thousand people)

Финансовые индикаторы / Financial indicators

И28*. Доля расходов на электроэнергию и топливо в общем объеме потребительских расходов домашних хозяйств, % /
Share of expenditures for electric energy and fuel in the total consumer expenditures of households, %

И29*. Совокупные расходы на охрану окружающей среды (руб/чел) / Total expenditures for environment protection (rubles/person)

Информационные индикаторы / Information indicators

И30*. Доля бытовых потребителей региона, интегрированных в АСКУЭ / Share of household consumers in the region, integrated into ACEMS

Примечание: * – индикаторы, предложенные авторами в рамках данного исследования.

Note: * – indicators proposed by the authors as part of this research.

Таблица 2

Интерпретация пороговых значений интегральной оценки региональной энергетической безопасности

Table 2. Interpretation of threshold values of the integral estimation of regional energy safety of the Republic of Belarus

Уровень cостояния /

Level of condition

Границы интервала индекса /

Boundaries of the index interval

Интерпретация интегральной оценки /

Interpretation of the integral estimation

1-й

от 0,8 до 1 / 0.8 to 1.0

Высокий уровень / High level

2-й

от 0,6 до 0,8 / 0.6 to 0.8

Достаточный уровень / Sufficient level

3-й

от 0,4 до 0,6 / 0.4 to 0.6

Средний уровень / Middle level

4-й

от 0,2 до 0,4 / 0.2 to 0.4

Низкий уровень / Low level

5-й

от 0 до 0,2 / 0 to 0.2

Критическое состояние / Critical state

Источник: составлено авторами на основе (Зорина, 2016).

Source: compiled by the authors based on (Zorina, 2016).

  1. Анализ рисков и угроз региональной энергетической безопасности

Инструментом для оценки рисков и угроз региональной энергобезопасности являются: перечень рисков и угроз, разработанный на основе опроса предприятий ТЭК региона; ранжирование по степени значимости рисков и угроз энергобезопасности и оценка каждого риска региона; воздействие на риски посредством конкретных инструментов; разработанная классификация рисков энергобезопасности применительно к регионам, которая изображена на рис. 2.

Для оценки рисков и угроз энергетической безопасности авторами исследования в 2022 г. осуществлялся опрос путем направления опросных листов в адрес шести региональных областных энергосистем (РУП «Облэнерго») и государственного производственного объединения «Белэнерго» (ГПО «Белэнерго») с предложением провести ранжирование рисков на всех стадиях энергетического производства с разделением их на риски производственного, финансового и информационного характера. В опросе принимали участие более 30 руководителей и специалистов управленческого уровня соответствующих подразделений РУП «Облэнерго» и ГПО «Белэнерго».

Рис. 1. Теоретическая модель экономического механизма обеспечения региональной энергетической безопасности

Источник: составлено авторами на основе (Зорина, 2016).

Fig. 1. Theoretical model of the economic mechanism to provide regional energy safety

Source: compiled by the authors based on (Zorina, 2016).

Рис. 2. Классификация рисков региональной энергетической безопасности Республики Беларусь

Источник: составлено авторами на основе (Зорина и др., 2022).

Fig. 2. Classification of risks of the regional energy safety of the Republic of Belarus

Source: compiled by the authors based on (Zorina et al., 2022).

В результате опроса предприятий ТЭК по перечню рисков и угроз, ранжированию по степени их значимости, представленному на рис. 3, производится расчет комплексного показателя по следующим рискам:

  1. Износ основных средств.
  2. Недостаточная загрузка собственных энергоисточников.
  3. Недостаточная обеспеченность собственной генерацией.
  4. Снижение надежности работы энергооборудования.
  5. Рост стоимости ТЭР при производстве тепловой и электрической энергии.
  6. Дефицит оборотных средств энергетических предприятий региона.
  7. Снижение платежеспособности потребителей региона.
  8. Недостаточная оснащенность АСУ ТП генераторов энергоисточников.
  9. Низкая цифровизация предприятий ТЭК региона.

Рис. 3. Значимость групп рисков региональной энергобезопасности Республики Беларусь
по стадиям энергопроизводства

Источник: составлено авторами на основе (Зорина и др., 2022).

Fig. 3. Significance of the groups of risks of the regional energy safety of the Republic of Belarus
by energy production stages

Source: compiled by the authors based on (Zorina et al., 2022).

Алгоритм оценки рисков осуществляется посредством расчета комплексного показателя рисков конкретного региона, который включает в себя:

– сбор исходных данных по рискам в разрезе региона и страны в целом;

– расчет рисков по региону и стране в целом ;

– расчет парных интегральных рисков ;

– расчет комплексного показателя рисков региона ;

– отнесение ситуации к одному из уровней рисков энергетической безопасности согласно табл. 3.

 

  1. Определение приемлемого уровня региональной энергетической безопасности

При определении приемлемого уровня региональной энергетической безопасности необходимо ориентироваться на следующие факторы:

а) текущий уровень энергетической безопасности региона Республики Беларусь;

б) наиболее высокий уровень энергетической безопасности региона в течение последних трех лет;

в) уровень энергетической безопасности региона-лидера в текущем периоде.

Целевые значения показателей должны находиться в интервале [текущий уровень энергетической безопасности региона; уровень энергетической безопасности региона-лидера] и быть закреплены в программах социально-экономического развития регионов Республики Беларусь и региональных комплексах мероприятий по реализации государственных программ на пятилетний период, финансируемых за счет средств местных бюджетов на уровне областей и Минска.

Значение приемлемого (желаемого) уровня региональной энергетической безопасности зависит от факторов экономического, технологического и экологического потенциала регионов.

Таблица 3

Интерпретация оценки уровней рисков по величине комплексного показателя рисков региональной энергобезопасности

Table 3. Interpretation of estimation of risk levels by the integral index of regional energy safety risks

Уровень cостояния /

Level of condition

Границы интервала индекса /

Boundaries of the index interval

Интерпретация оценки /

Interpretation of estimation

1-й

более 2,0 / over 2.0

Высокий уровень / High level

2-й

от 1,0 до 2,0 / 1.0 to 2.0

Средний уровень / Middle level

3-й

от 0,0 до 1,0 / 0.0 to 1.0

Низкий уровень / Low level

Источник: составлено авторами на основе (Аршинский и др., 2023).

Source: compiled by the authors based on (Arshinskiy et al., 2023).

Приемлемый уровень отдельных индикаторов энергетической безопасности рассчитывается с помощью коэффициента вариации, который является мерой относительной вариабельности, представляющей собой отношение стандартного отклонения к среднему, по формуле:

CV = (SD / xbar) × 100,

где CV – коэффициент вариации, SD – cтандартное отклонение, xbar – среднее значение.

  1. Обоснование направлений повышения уровня региональной энергетической безопасности

В целях обоснования направлений повышения региональной энергетической безопасности необходимо учитывать факторы, характеризующие запасы энергоресурсов, уровень развития топливно-энергетического комплекса региона, уровень социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы, а также экологическое состояние по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу в конкретном регионе.

К инструментам данного этапа следует отнести изучение существующих практик, анализ действующей нормативно-правовой базы, выбор эффективных направлений повышения уровня региональной безопасности с учетом индикаторов энергобезопасности (Приложение), имеющих значения ниже критического (желаемого) уровня.

На рассматриваемом этапе авторы предлагают источники информации и субъекты реализации этапа.

После обоснования и утверждения направлений повышения уровня региональной энергетической безопасности возникает необходимость в формировании плана мероприятий для их реализации.

  1. Формирование плана мероприятий повышения региональной энергетической безопасности

На формирование плана мероприятий оказывают влияние факторы внешнего и внутреннего характера.

К внешним факторам относятся: установившиеся цены на энергоресурсы и наличие спроса и предложения на них; обеспечение собственными природными ресурсами страны; материальные и производственные ресурсы; принятые стандарты в энергетике и экологической области; сезонная зависимость в потреблении энергоресурсов.

К внутренним факторам относятся: существующая ситуация в экономике и текущее состояние уровня энергетической безопасности страны; действующая финансовая и налоговая политика; соотношение предложения и спроса на энергоресурсы в стране; инвестиционная политика по привлечению инвесторов в энергетику; степень развития технологий в энергоемких видах экономической деятельности и энергетической отрасли региона.

На данном этапе инструменты можно разделить на следующие группы.

  1. Разработка мероприятий по повышению уровня региональной энергетической безопасности, основанных по отобранным направлениям при учете оценки существующих угроз и рисков энергетической безопасности региона.
  2. Корректировка нормативно-правовой базы на уровне страны, отрасли, региона по принятию государственных, отраслевых и региональных программ. В этих документах предусматриваются планы мероприятий, которые способствуют повышению энергетической безопасности и выполнению целевых показателей региона. При утверждении программ социально-экономического развития административно-территориальных единиц (регионов),региональных комплексов мероприятий по реализации государственных программ на пятилетний период, финансируемых за счет средств местных бюджетов на уровне областей и Минска, необходимо предусматривать раздел с указанием целевых значений региональной энергобезопасности.
  3. Корректировка финансовой политики (налоговой, инвестиционной, кредитной и политики страхования).

3.1. Льготы по налогообложению должны предусматривать уменьшение ставок для предприятий, реализующих мероприятия по повышению региональной энергобезопасности, а часть стоимости приобретаемого энергосберегающего или природоохранного оборудования должна вычитаться из налога на прибыль или предусмотрена возможность полного вычета в течение всего срока эксплуатации данного оборудования. Также налоговые льготы должны нести стимулирующую функцию при использовании конкретных видов энергоресурсов.

3.2. Реализация инвестиционной политики зависит от прогнозируемого роста энергопотребления региона, объемов электрических перетоков в другие регионы, первоначальных накоплений предприятий энергетики региона, аргументированного обоснования строительства ввода новых объектов. При определении источников инвестиций необходимо создание возможностей по финансированию энергетических предприятий региона с привлечением частного капитала с предоставлением определенных налоговых льгот. А при большом объеме инвестиций и значительном сроке окупаемости необходимо предусматривать дополнительное инвестирование из региональных бюджетов.

Инвестиции должны быть ориентированы на техническое перевооружение и модернизацию основных фондов предприятий энергетики с использованием ресурсосберегающих технологий и применение энергоэффективных технологий на энергоемких производствах региона и способствовать повышению региональной энергетической безопасности.

3.3. Кредитная политика должна учитывать перспективные инвестиционные преимущества энергетической отрасли и энергоемких видов производств региона при формировании необходимых объемов кредитования с установлением приемлемой ставки рефинансирования. Политика кредитования посредством установления низких кредитных ставок для энергетических проектов повысит инвестиционную привлекательность энергетики. При формировании приоритетных направлений кредитования также необходимо предусматривать выделение целевых кредитов для выполнения значимых мероприятий на объектах энергетики, тем самым способствовать повышению энергетической безопасности региона.

  1. В рамках корректировки ценовой (тарифной) политики государственными органами власти необходимо при разработке общих рекомендаций, положений, принципов, нормативов и методов регулирования и установления цен (тарифов) учитывать мнение региональных областных энергосистем. Применение данного ценового инструмента по регулированию тарифов на энергоносители позволит учитывать зависимость сложности производства и транспортировки энергоносителя в конкретной региональной (областной энергосистеме). Также в основе ценовой политики должны поддерживаться принципы конкуренции, финансовой самообеспеченности предприятий энергетики, стимулирования равномерности спроса на конкретные виды энергоресурсов. В целях снижения неравномерности спроса на энергоресурсы и выравнивания нагрузок в течение суток потребителям необходимо предоставлять скидки при потреблении вне пиковых нагрузок.
  2. Корректировка политики регламентирования с учетом специфики регионов (лицензирование, нормирование, стандартизация).

5.1. Создание условий, ограничивающих виды деятельности, которые не способствуют обеспечению региональной энергетической безопасности, осуществляет политика лицензирования. Первоначально определяется перечень видов деятельности, снижающий уровень региональной энергобезопасности, а затем разрабатываются конкретные правила, которые ограничивают их использование.

5.2. Обеспечение эффективности использования энергоресурсов посредством установления региональными органами власти объемов их использования при производстве продукции с помощью политики нормирования.

5.3. Принятие новых республиканских стандартов с учетом региональных предложений будет способствовать повышению региональной энергетической безопасности.

На данном этапе авторы определили источники информации и новых участников процесса реализации этапа.

  1. Выполнение мероприятий

Развитие национального рынка в рамках ранее принятых прогнозно-программных документов, фактическое соответствие мероприятий по повышению уровня энергетической безопасности регионов сложившейся экономической ситуации в стране относятся к факторам, которые влияют на исполнение данного этапа.

Инструментами данного этапа являются аудит и текущий контроль, которые позволяют оперативно и своевременно вносить корректировки в результаты проводимых мероприятий по повышению энергетической безопасности и выполнению целевых показателей регионов.

Следует отметить, что принципиальной особенностью авторского подхода является определение источников информации и региональных субъектов реализации данного этапа.

Заключение

Одним из важнейших факторов устойчивого социально-экономического развития регионов, который определяет качество жизни населения и эффективность регионального управления, является обеспечение региональной энергетической безопасности.

Предложенный экономический механизм исключает дублирование деятельности многих органов по обеспечению региональной энергетической безопасности и предусматривает последовательность действий с указанием конкретных исполнителей и сроков реализации, а также усиливает роль региональных властей в обеспечении энергетической безопасности регионов.

Вопросы надежного энергоснабжения с минимальными затратами на производство, преобразование, транспортировку и потребление энергоресурсов, эффективного использования энергоресурсов в производственном секторе, поддержания на приемлемом уровне экологического состояния территорий должны быть на постоянном контроле местных властей. Данное исследование адресовано региональным органам государственного управления, которые должны стремиться к наращиванию энергетических мощностей на своих территориях для повышения самообеспеченности и уменьшения зависимости поставок электроэнергии с других регионов, содействовать соблюдению баланса потребления и производства электроэнергии всеми субъектами экономики региона, способствовать эффективному использованию энергоресурсов, наращивать пропускную способность распределительных электрических сетей для увеличения электропотребления субъектами хозяйствования и населения регионов. Возникает объективная необходимость в формировании на региональном уровне нормативно-правовой базы и источников финансирования из местных (региональных) бюджетов значимых энергетических проектов региона.

Таким образом, функционирование данного экономического механизма должно быть направлено на реализацию управляющих воздействий по повышению региональной энергетической безопасности, которая приведет к стимулированию экономического роста не только конкретного региона, но и страны в целом.

1 Совет Министров Республики Беларусь. (2015). Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь. Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C21501084

2 Министерство экономики Республики Беларусь. (2020). Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2035 г. Экономический бюллетень, 4(214), 6–99.

3 Министерство энергетики Республики Беларусь. (2020). Концепция развития электрогенерирующих мощностей и электрических сетей на период до 2030 г. Официальный интернет-сайт Министерства энергетики Республики Беларусь. https://minenergo.gov.by/press/novosti/o-kontseptsii-razvitiya-elektrogeneriruyushchikh-moshchnostey-i-elektricheskikh-setey-na-period-do-2030-goda/

4 Совет Министров Республики Беларусь. (2016). Об утверждении комплексного плана развития электроэнергетической сферы до 2025 г. с учетом ввода Белорусской атомной электростанции. Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C21600169&p1=1

5 Министерство энергетики Республики Беларусь. (2020). Программа увеличения электропотребления для нужд отопления, горячего водоснабжения и пищеприготовления на 2021–2025 гг. Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2021/january/58455/

ПРИЛОЖЕНИЕ / APPENDIX

Цели и задачи этапов экономического механизма обеспечения региональной энергетической безопасности1

Этапы

Цели

Задачи

Периодичность

Источники информации

Субъекты реализации

Функции субъектов реализации

1. Система мониторинга и диспетчеризации

Отслеживание процессов и наблюдение за состоянием внутренней и внешней среды; идентификация внешних и внутренних угроз с определением особенностей их проявления; прогнозирование развития событий; информационное сопровождение принятия решений по обеспечению энергобезопасности; объективная оценка существующего и ожидаемого уровня региональной энергобезопасности

Идентификация процессов, происходящих в ТЭК региона, параметров и явлений, характерных для конкретного региона и определяющих угрозы региональной энергетической безопасности

Один раз в год

Данные Национального статистического комитета Республики Беларусь (2021), сводная отчетность территориальных органов государственной статистики, отчеты ГПО «Белэнерго», областных региональных энергосистем – РУП «Облэнерго»

Национальный статистический комитет Республики Беларусь1, главные статистические
управления областей и г. Минска, ГПО «Белэнерго», РУП «Облэнерго»

Предоставление данных

ГП «Институт энергетики НАН Беларуси»

Расчет показателей

Областной исполнительный комитет (Облисполком) и Минский городской исполнительный комитет (Мингорисполком)

Координация деятельности и утверждение результатов данного этапа

2. Анализ рисков и угроз

Выявление и идентификация рисков и угроз путем сопоставления с имеющимся перечнем рисков и угроз региональной энергобезопасности

Оценка рисков и угроз посредством расчета комплексного показателя рисков региона

Один раз в год

Информационные ресурсы главных статистических управлений областей и г. Минска, ГПО «Белэнерго»), РУП «Облэнерго», результаты опроса предприятий ТЭК Республики Беларусь, данные других организаций и ведомств

Главные статистические
управления областей и г. Минска, ГПО «Белэнерго», РУП «Облэнерго»

Предоставление данных

ГПО «Белэнерго», предприятия
ТЭК регионов

Предоставление данных о существующих рисках региональной энергобезопасности, степени их значимости и оценке каждого риска

ГП «Институт энергетики НАН Беларуси»

Опрос предприятий ТЭК регионов и определяет уровень рисков энергобезопасности с выбором инструментов воздействия на конкретные риски

Облисполком и Мингорисполком

Координация деятельности и утверждение результатов данного этапа

3. Определение приемлемого уровня региональной энергобезопасности

Определение значения приемлемого уровня регионального уровня энергетической безопасности в зависимости от факторов экономического, технологического и экологического потенциала регионов

Интерпретация показателей региональной энергобезопасности.

Определение целевых значений показателей региональной энергобезопасности

Один раз в пять лет

Данные Национального статистического комитета Республики Беларусь,

информационные ресурсы главных статистических управлений областей и г. Минска, ГПО «Белэнерго»), РУП «Облэнерго», а также данные, предоставляемые соответствующими структурными подразделениями региональных органов государственного управления и прочими организациями

ГПО «Белэнерго»,

РУП «Облэнерго»

Определение технологического потенциала энергетического комплекса регионов

Комитет экономики и главное финансовое управление Облисполкома и Мингорисполкома

Определение экономического потенциала регионов

Комитет природных ресурсов Облисполкома и Мингорисполкома

Определение экологического потенциала регионов

ГП «Институт энергетики НАН Беларуси»

Выполнение расчета показателей с их интерпретацией и целевых значений уровня энергобезопасности регионов

Областные советы депутатов, а также Минский городской совет депутатов

Утверждение программ социально-экономического развития административно-территориальных единиц и региональные комплексы мероприятий по реализации государственных программ на пятилетний период, финансируемых за счет средств местных бюджетов

Облисполком и Мингорисполком

Координация деятельности и утверждение окончательных результатов этапа

4. Обоснование направлений повышения уровня региональной энергетической безопасности

Повышение уровня региональной энергетической безопасности с учетом запасов энергоресурсов, уровня развития ТЭК региона, уровня социально-экономического развития, экологическое состояние конкретного региона

Изучение существующих практик, анализ действующей нормативно-правовой базы, выбор эффективных направлений повышения уровня региональной безопасности с учетом индикаторов энергобезопасности, имеющих значения ниже критического (желаемого) уровня

Один раз в 10 лет с последующей корректировкой один раз в пять лет

Программные документы и нормативно-правовые акты республиканского и регионального уровня в области энергетической политики

ГП «Институт энергетики НАН Беларуси»

ГПО «Белэнерго»,

РУП «Облэнерго».

Структурные подразделения региональных органов государственного

управления

Сбор информации о факторах, которые влияют на выбор направлений повышения энергетической безопасности регионов

ГП «Институт энергетики НАН Беларуси»

Выполнение классификации и анализа направлений, предлагаемых для повышения региональной энергетической безопасности

ГПО «Белэнерго».

Структурные подразделения региональных органов государственного

управления

Осуществление выбора направлений повышения региональной энергетической безопасности

Облисполком и Мингорисполком

Координация деятельности и утверждение окончательных результатов этапа

5. Формирование плана мероприятий повышения региональной
энергетической безопасности

Формирование плана с учетом внешних и внутренних факторов

Разработка мероприятий по повышению уровня региональной энергетической безопасности, основанных по отобранным направлениям при учете оценки существующих угроз и рисков энергетической безопасности региона.

Корректировка нормативно-правовой базы на уровне страны, отрасли, региона по принятию государственных, отраслевых и региональных программ.

Корректировка ценовой (тарифной) политики. Корректировка финансовой политики (налоговой, инвестиционной, кредитной и политики страхования).

Корректировка политики регламентирования с учетом специфики регионов (лицензирование, нормирование, стандартизация)

Один раз в 10 лет с последующей корректировкой один раз в пять лет

Программные документы и нормативно-правовые акты республиканского и регионального уровня в области энергетической политики

ГП «Институт энергетики НАН Беларуси»

Выполнение разработки мероприятий по повышению региональной энергобезопасности

Комитет экономики, управление энергетики, управление по надзору за рациональным использованием ТЭР Облисполкома и Мингорисполкома

Разработка региональных программ

Главное финансовое управление Облисполкома и Мингорисполкома, региональные инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Определение финансовой политики региона

Соответствующие структурные подразделения региональных органов государственного управления

Подготовка предложений от регионов по разработке ценовой (тарифной) политики

Главные управления юстиции Облисполкома и Мингорисполком

Определение политики регламентирования

Облисполком и Мингорисполком

Координация деятельности и утверждение окончательных результатов этапа

6. Выполнение мероприятий

Фактическое соответствие мероприятий по повышению уровня энергетической безопасности регионов сложившейся экономической ситуации в стране в рамках ранее принятых прогнозно-программных документов

Проведение аудита и текущего контроля

Ежеквартально, текущий контроль;

– ежегодно, промежуточные итоги;

– один раз в пять лет, утверждение итоговых результатов выполнения мероприятий

Отчетная документация предприятий, направленная в главные статистические управления областей и г. Минска, данные структурных подразделений региональных органов государственного управления

Предприятия ТЭК

Предоставление информации о выполнении мероприятий

Региональные органы государственного управления

Осуществление текущего контроля выполнения мероприятий

ГПО «Белэнерго»

Осуществление промежуточного и итогового контроля,

предоставление данных по выполнению мероприятий

Облисполком и Мингорисполком

Подведение итогов реализации экономического механизма обеспечения региональной энергетической безопасности

1 Национальный статистический комитет Республики Беларусь. (2021). Статистический сборник. Энергетический баланс Республики Беларусь. https://www.belstat.gov.by/ofitsialnayastatistika/publications/izdania/public_compilation/index_39984/ (п.п. 23, 40 Зам. учтено).

Список литературы

1. Алибаев, Т. Л. (2019). Критерии и показатели уровня энергетической безопасности государства. Экономика и бизнес: теория и практика, 1, 21–23.

2. Аршинский, Л. В., Гармышев, В. В., Михеев, М. С., Сафонов, С. В. (2023). Расчет комплексного показателя пожарной опасности в административных территориях Иркутской области. Информационные и математические технологии в науке и управлении, 2, 107–120.

3. Блюм, X., Легей, Л. Ф. Л. (2012). Сложная экономика энергетической безопасности: обеспечение энергетических выгод в поддержку устойчивого развития. Экономика энергетики, 34(В), 1982–1989.

4. Богдан, И. Т., Зорина, Т. Г. (2020). Стратегия устойчивого развития энергетики Республики Беларусь. В сб. Устойчивое развитие энергетики Республики Беларусь: состояние и перспективы: сборник докладов Международной научной конференции (с. 104–112). Минск: Belaruskaya navuka.

5. Борталевич, С. И. (2019). Методические основы оценки энергетической безопасности регионов. Экономический анализ: теория и практика, 38(293), 33–37.

6. Брянцев, Д. В., Карягина, С. В., Никифорова, М. В. (2019). Анализ энергетической безопасности и ее влияние на экономическую безопасность Российской федерации. Национальная безопасность и стратегическое планирование, 3(27), 56–60.

7. Владимиров, Я. А., Новикова, О. В., Корякина, Л. В. (2022). Энергетическая безопасность региона как элемент устойчивого развития. Региональная экономика: теория и практика, 20(1), 49–73. https://doi.org/10.24891/re.20.1.49

8. Воробьев, А. Г., Мякота, Е. А., Путилов, А. В. (2020). Подходы к оценке энергетической безопасности региона (на примере Челябинской области). Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 4(12), 71–80.

9. Егина, Н. А. (2022). Энергетическая безопасность как стратегический приоритет национальной безопасности. Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 18(10), 1828–1856. https://doi.org/10.24891/ni.18.10.1828

10. Заславский, И. С., Карташова, Е. Э., Паскарь, И. Н. (2021). Методы оценивания энергетической безопасности объектов энергосистемы. В сб. Развивая энергетическую повестку будущего: сборник докладов Международной научной конференции (с. 299–304). Санкт-Петербург.

11. Зорина, Т. Г., Панасюк, В. В., Прусов, С. Г. (2022). Типологизация и анализ значимости рисков и угроз энергетической безопасности Республики Беларусь с учетом интеграции Белорусской АЭС в энергосистему. Энергетика. Известия высших учебных заведений и энергетических объединений СНГ, 65(5), 385–397.

12. Зорина, Т. Г., Прусов, С. Г. (2021). Совершенствование методологии оценки цифровой трансформации объединенной энергетической системы Республики Беларусь. Проблемы и перспективы. Вестник Казанского государственного энергетического университета, 13(51), 99–113.

13. Зорина, Т. Г., Прусов, С. Г. (2022). Цифровая трансформация электроэнергетики Беларуси в рамках общих подходов к цифровизации ТЭК стран СНГ. Наука и инновации, 2(228), 59–65.

14. Зорина, Т. Г. (2016). Формирование стратегии устойчивого энергетического развития: дис. ... канд. экон. наук. Минск.

15. Зорина, Т. Г. (2023). Экономический механизм обеспечения энергетической безопасности Республики Беларусь. В сб. Научные труды Белорусского государственного экономического университета, 16, 167–176. Минск.

16. Камоцкая, Н. И. (2019). Организационно-экономический механизм и институциональные условия обеспечения энергетической безопасности Республики Беларусь. В сб. Сотрудничество – катализатор инновационного роста: сборник материалов 5-го Белорусско-Балтийского форума (с. 66–67). Минск.

17. Касымова, В. М., Архангельская, А. В. (2011). Энергетическая безопасность Кыргызстана и развитие межгосударственных энергетических связей в ЕврАзЭС (Центральноазиатском регионе). Евразийская экономическая интеграция, 3(12), 46–64.

18. Кондраков, О. В. (2016). Механизм обеспечения экономической безопасности в энергетической сфере. Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 8, 86–99.

19. Кононов, Ю. Д. (2018). Анализ зарубежного опыта комплексной оценки состояния энергетической безопасности. Энергетическая политика, 6, 98–107.

20. Кононов, Ю. Д., Кононов, Д. Ю. (2022a). Зависимость состава и значимости индикаторов энергетической безопасности от целей прогноза и рассматриваемой перспективы. Информационные и математические технологии в науке и управлении, 2(26), 97–103. https://doi.org/10.38028/esi.2022.26.2.009

21. Кононов, Ю. Д., Кононов, Д. Ю. (2022b). Особенности учета состояния энергетической безопасности при многокритериальной оценке вариантов развития топливно-энергетического комплекса. Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 18(5), 977–990. https://doi.org/10.24891/ni.18.5.977

22. Корсак, Е. П. (2019). Формирование системы угроз энергетической безопасности Республики Беларусь. Энергетика. Известия высших учебных заведений и энергетических объединений СНГ, 62(4), 388–398. https://doi.org/10.21122/1029-7448-2019-62-4-388-398

23. Мастепанов, А. М. (2019). Проблемы обеспечения энергетической безопасности в новых геополитических условиях. Энергетическая политика, 1, 20–37.

24. Панасюк, В. В. (2023a). Риски и угрозы энергетической безопасности Республики Беларусь. Информационные и математические технологии в науке и управлении, 1(29), 99–111.

25. Панасюк, В. В. (2023b). Индикативный метод оценки энергетической безопасности регионов Республики Беларусь. Информационные и математические технологии в науке и управлении, 3(31), 60–73.

26. Попов, Б. И., Зорина, Т. Г., Любчик, О. А. (2020). Многокритериальный анализ решений как метод оценки уровня энергетической безопасности Республики Беларусь. В сб. Устойчивое развитие энергетики Республики Беларусь: состояние и перспективы: сборник статей Международной научной конференции (с. 287–295). Минск.

27. Попов, Б. И., Зорина, Т. Г. (2020). Индикативный подход к оценке энергетической безопасности Республики Беларусь. Информационные и математические технологии в науке и управлении, 2(18), 107–127.

28. Пяткова, Н. И., Сендеров, С. М. (2020). Методические и модельные аспекты исследования функционирования и развития электроэнергетических систем с позиций энергетической безопасности. Электроэнергия. Передача и распределение, 4(61), 50–53.

29. Рабчук, В. И., Сендеров, С. М. (2019). Стратегические угрозы энергетической безопасности России до 2030 г.: Характер трансформации и приоритетные меры по минимизации последствий реализации. Известия Российской академии наук. Энергетика, 1, 50–58. https://doi.org/10.1134/s0002331019010102

30. Сендеров, С. М., Рабчук, В. И. (2018). Состояние энергетической безопасности России на федеральном уровне: методический подход к оценке и основные результаты. Известия Российской академии наук. Энергетика, 2, 3–12.

31. Сыропущинский, В. М., Камоцкая, Н. И. (2018). Экономическая модель оценки энергетической безопасности страны. Энергетическая стратегия, 6(48), 29–32.

32. Чжан, Л., Бай, В., Сяо, Х., Жэнь, Ц. (2021). Измерение и повышение региональной энергетической безопасности: методологическая основа, основанная как на количественном, так и на качественном анализе. Энергия, 227, 120534.


Об авторах

Т. Г. Зорина
Институт энергетики Национальной академии наук Беларуси
Беларусь

Зорина Татьяна Геннадьевна, доктор экономических наук, профессор,

г. Минск

 



В. В. Панасюк
Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Панасюк Василий Васильевич, соискатель кафедры экономического развития и менеджмента, 

г. Минск



Рецензия

Для цитирования:


Зорина Т.Г., Панасюк В.В. Экономический механизм обеспечения региональной энергетической безопасности Республики Беларусь. Russian Journal of Economics and Law. 2023;17(4):800-821. https://doi.org/10.21202/2782-2923.2023.3.800-821. EDN: QXJVAS

For citation:


Zoryna T.G., Panasiuk V.V. Economic mechanism of ensuring regional energy safety of the Republic of Belarus. Russian Journal of Economics and Law. 2023;17(4):800-821. (In Russ.) https://doi.org/10.21202/2782-2923.2023.3.800-821. EDN: QXJVAS

Просмотров: 448


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 2782-2923 (Print)