Preview

Russian Journal of Economics and Law

Расширенный поиск

Влияние «ядра» доходов региональных бюджетов на стрессоустойчивость социально-экономических подсистем

https://doi.org/10.21202/1993-047X.15.2021.1.15-30

EDN: TXOJMA

Аннотация

Цель: оценка рисков формирования доходов бюджетов субъектов РФ как инструмент определения стрессоустойчивости региональной подсистемы.Методы: абстрактно-логический, экономико-математический анализ, коэффициентный анализ.Результаты: установлено, что для менее экономически развитых регионов наиболее стабильными доходами выступают безвозмездные поступления. Обосновано, что в соответствии с теоретическими представлениями риски определяются категориями стабильности и устойчивости доходных поступлений, фактически же для менее развитых регионов и регионов со средним уровнем экономического развития приоритетную роль играют возможности мобилизации, которые наиболее очевидны для безвозмездных поступлений. На основе расчета и оценки показателей структуры доходов, вариации исполнения бюджетов по доходам и темпов прироста ключевых видов доходов бюджетов субъектов с использованием данных Федерального казначейства об исполнении бюджетов субъектов Приволжского федерального округа было выявлено, что наименьшим уровнем вариации обладает налог на доходы физических лиц, в меньшей степени - налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налог на имущество организаций. Научная новизна: авторами была сформирована гипотеза о наличии «ядра» доходов бюджета субъекта, сформированного за счет доходов с низкой вероятностью отклонений, высокой стабильностью поступлений, отражаемых в единой и непротиворечивой информационной базе и отражающей стрессоустойчивость экономики региона. Установлено, что состав «ядра» доходов таких регионов не соответствует критериям экономической целесообразности в интересах общественного развития и нуждается в корректировке.Практическая значимость: результаты исследования могут применяться в разработке направлений бюджетно- налоговой политики, предусматривающих децентрализацию доходов бюджетной системы и внедрение риск- менеджмента в секторе государственного управления.

Об авторах

О. Г. Аркадьева
Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова
Россия


Н. В. Березина
Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова
Россия


Список литературы

1. Аркадьева О. Г., Березина Н. В. Проблемы разграничения региональных финансовых рисков по критерию управляемости // Материалы V Международной научно-практической конференции «Потенциал роста современной экономики: возможности, риски, стратегии». М.: Изд-во Моск. ун-та им. С. Ю. Витте, 2018. С. 79-87.

2. Ruth M. Regional Science in a Resource-Constrained World // The Annals of Regional Science. 2018. Iss. 61. Pp. 229-236. DOI: https://doi.org/10.1007/s00168-018-0879-0

3. Швецов Ю. Г., Булаш О. А. Финансовые основы формирования в России социально ориентированного бюджета // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 9 (195). С. 2-15.

4. Аркадьева О. Г., Березина Н. В. Дискуссионные вопросы теории и практики риск-менеджмента в секторе государственного управления // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2019. Т. 15, No. 4 (373). С. 745-760. DOI: https://doi.org/10.24891/ni.15.4.745

5. Галухин А. В., Ускова Т. В. Совершенствование управления рисками доходной базы консолидированных бюджетов регионов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 6. С. 162-179. DOI: https://doi. org/10.15838/esc/2016.6.48.9

6. Масгрейв Р. А., Масгрейв П. Б. Государственные финансы: теория и практика: пер. с англ. М.: Бизнес Атлас, 2009. 716 с.

7. Jacobs B. The Marginal Cost of Public Funds Is One at the Optimal Tax System // International Tax and Public Finance. 2018. Iss. 25. Pp. 883-912. DOI: https://doi.org/10.1007/s10797-017-9481-0

8. Stilianos A. The Dilemma of Regional Policy. Increasing “Effciency” or Improving “Equity”? New York: Palgrave Pivot, 2018. 117 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-68900-5

9. The Financial Distress of Public Sector Entities, Causes and Risk Factors. Empirical Evidence from Europe in the Post-crisis Period / M. Ziolo, M. Porada-Rochon, E. Szaruga // Risk Management in Public Administration. London: Palgrave Macmillan, 2017. Pp. 315-360. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-30877-7_11

10. Малкина М. Ю., Балакин Р. В. Оценка риска и эффективности налоговых систем российских регионов на разных уровнях бюджетной системы // Финансы и кредит. 2016. № 36 (708). С. 2-18.

11. Новоселов К. В. Перспективы развития риск-менеджмента в налоговой сфере // Экономика. Налоги. Право. 2017. Т. 10, № 6. С. 29-38.

12. Риск-ориентированное го сударственное регулирование: международный опыт и ро ссийская практика // Аналитические обзоры Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2015. № 4. 78 с. URL: https://drive.google.com/file/d/0By- zsVCsPhZVOUg5Vnpia213Y1E/view (дата обращения: 24.03.2020).

13. Тюрина Ю. Г. Налоговые риски и факторы, влияющие на их возникновение // Известия Байкальского государственного университета. 2016. Т. 26, № 6. С. 964-971.

14. Окунь А. С., Васюта Е. А. Налоговая задолженность как угроза финансовой безопасности государства: методологический аспект // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. Т. 12, № 1 (334). С. 98-115.

15. Концепция налогового бремени с позиции финансовой безопасности: региональный аспект / А. С. Окунь, С. А. Окунь, А. С. Андреенкова, А. С. Маркелова // Journal of Economic Regulation. 2016. Т. 7, № 3. С. 103-123.

16. Попова Е. В. Налоговые риски: экономическая сущность и методологические подходы к их оценке // Аудитор. 2014. № 7 (233). С. 72-77.

17. Arkadeva O. G., Berezina N. V. Theoretical basis of state participation in the risk assessment of social development // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2019. Vol. LXXVII. Pp. 557-564. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.05.69

18. Аркадьева О. Г., Березина Н. В. Анализ методологических подходов и принципов оценки рисков на основе построения рейтингов интегральных риск-индексов // Проблемы анализа риска. 2019. Т. 16, № 6. С. 78-89. DOI: https:// doi.org/10.32686/1812-5220-2019-16-6-78-89

19. Aven T. Risk assessment and risk management: Review of recent advances on their foundation // European Journal of Operational Research. 2016. № 263. Pp. 1-13.

20. Aven T., Renn O. Risk Management and Governance. Concepts, Guidelines and Applications. Berlin: Springer-Verlag Heidelberg, 2010. 278 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-642-13926-0

21. Васюнина М. Л. Об управлении бюджетными рисками // Финансы и кредит. 2017. Т. 23, № 40. С. 2408-2419. DOI: https://doi.org/10.24891/fc.23.40.2408

22. Тихомиров Ю. А. Риск в фокусе правового регулирования // Право и современные государства. 2017. № 6. С. 9-23.

23. Риск-ориентированный подход к оценке бюджетной безопасности Российской Федерации / Н. И. Яшина, Н. Н. Прончатова-Рубцова, Ю. С. Каленова // Дайджест-Финансы. 2017. Т. 22, вып. 1. С. 77-93.

24. Сопоставление эффективности бюджетного финансирования и социальной безопасности региона / А. А. Куклин, С. Е. Шипицына, К. С. Наслунга // Экономика региона. 2016. Т. 12, вып. 3. C. 638-653. DOI: https://doi.org/10.17059/2016-3-3

25. Гамукин В. В. Методы анализа бюджетных рисков // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 24 (423). С. 33-42.

26. Yokoi T. Spatial lag dependence in the presence of missing observations // The Annals of Regional Science. 2018. Iss. 60. Pp. 25-40. DOI: https://doi.org/10.1007/s00168-015-0737-2

27. Aronsson Th., Granlund D. Federal subsidization of state expenditure to reduce political budget cycles // International Tax and Public Finance. 2017. Iss. 24. Pp. 536-545. DOI: https://doi.org/10.1007/s10797-016-9404-5

28. Nefedkin V. I. Exterritorial and Local Content of Regional Development // Regional Research of Russia. 2017. Vol. 7, Iss. 3. Pp. 208-214.

29. Baskaran T. Local fiscal policy after a bailout: austerity or soft budget constraints? // Economics of Governance. 2017. Iss. 18. Pp. 209-238. DOI: https://doi.org/10.1007/s10101-017-0194-8

30. Akai N., Sato M. The role of matching grants as a commitment device in the federation model with a repeated soft budget setting // Economics of Governance. 2019. Iss. 20. Pp. 23-39. DOI: https://doi.org/10.1007/s10101-019-00221-7

31. Зубаревич Н. В., Сафронов С. Г. Регионы России в острой фазе коронавирусного кризиса: отличия от предыдущих экономических кризисов 2000-х // Региональные исследования. 2020. № 2 (68). С. 4-17. DOI: https://doi. org/10.5922/1994-5280-2020-2-1

32. Зубаревич Н. В. Пандемия и регионы: итоги января-августа 2020 г. // Экономическое развитие России. 2020. Т. 27, № 11. С. 91-95.


Рецензия

Для цитирования:


Аркадьева О.Г., Березина Н.В. Влияние «ядра» доходов региональных бюджетов на стрессоустойчивость социально-экономических подсистем. Актуальные Проблемы Экономики и Права. 2021;15(1):15-30. https://doi.org/10.21202/1993-047X.15.2021.1.15-30. EDN: TXOJMA

For citation:


Arkadeva O.G., Berezina N.V. Impact of the “core” incomes of the regional budgets on the resilience of social-economic subsystems. Actual Problems of Economics and Law. 2021;15(1):15-30. (In Russ.) https://doi.org/10.21202/1993-047X.15.2021.1.15-30. EDN: TXOJMA

Просмотров: 220


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 2782-2923 (Print)