Механизм принятия законодательных решений в РФ как метод экономического регулирования: на основе анализа количественных данных базы LAWSTREAM.RU
https://doi.org/10.21202/1993-047X.13.2019.4.1493-1506
EDN: WPTBSO
Аннотация
Цель: рассмотрение использования механизмов принятия законодательных решений в Российской Федерации как инструмента экономического регулирования на основе количественных данных базы LAWSTREAM.RU и подтверждение или опровержение гипотезы, согласно которой провалы в динамике темпов роста ВВП побуждают государственного регулятора к активизации нормотворчества.Методы: абстрактно-логический, сравнения, корреляционный анализ.Результаты: механизм принятия законодательных решений может и должен рассматриваться как инструмент реализации политики экономического регулирования. Эффективность реформ определяется тем, каким образом правительство как регулирующий экономическую систему орган использует имеющиеся механизмы принятия законодательных решений в области регулирования экономики. В работе проанализированы институциональные аспекты проведения экономических реформ. Проводится сравнение количественной динамики вносимых на рассмотрение Государственной Думы и принимаемых ею законопроектов в сфере регулирования экономических отношений и динамики роста российского ВВП на временном отрезке 1994-2018 гг. Показана взаимосвязь между макроэкономической ситуацией и законодательной активностью в экономической сфере со стороны правительства и президента, подтверждена гипотеза о влиянии динамики темпов роста ВВП на законодательную активность президента и правительства в сфере регулирования экономики и финансов в случае резко отрицательных показателей для ВВП. Установлено, что пик активности государственного регулятора в нормативно-правовой сфере является реакцией системы в случае резко отрицательных показателей для ВВП. Научная новизна: в статье впервые предпринята попытка сопоставления количественных показателей принятых законопроектов в области регулирования экономической сферы и динамики странового ВВП.Практическая значимость: полученные авторами результаты полезны для описания модели законодательного воздействия российской исполнительной власти на экономическую среду с учетом текущих макроэкономических показателей.
Об авторах
А. И. ВолынскийРоссия
М. С. Круглова
Россия
П. В. Рожков
Россия
А. А. Рубинштейн
Россия
Список литературы
1. OECD Glossary of Statistical Terms - Regulation Definition. URL: https://stats.oecd.org/glossary/detail.asp?ID=3295 (дата обращения: 02.10.2019).
2. Волынский А. И. Институциональный дизайн и теория реформ в российском экономическом дискурсе // Terra economicus, 2018. Т. 16, № 4. С. 29-40.
3. Полтерович В. М. Современное состояние теории экономических реформ // Пространственная экономика, 2008. № 2. С. 6-45.
4. Полтерович В. М. Стратегии институциональных реформ, или Искусство реформ: Препринт WP10/2007/08. М.: ГУ - ВШЭ, 2007. 24 c.
5. Социокультурные факторы инновационного развития и успешной имплементации реформ // Центр стратегических разработок. 2017. URL: https://csr.ru/wp-content/uploads/2017/09/Report-SF.pdf (дата обращения: 02.10.2019).
6. Полтерович В. М. Институциональные ловушки: есть ли выход? // Общественные науки и современность. 2004. № 3. С. 5-16.
7. Верников А. В. Нецелевое использование института на примере страхования банковских вкладов в России // Банковское дело. 2018. № 6. С. 34-39.
8. Полищук Л. И. Нецелевое использование институтов: причины и следствия // Вопросы экономики. 2008. № 8. С. 28-44.
9. На пути к новой экономической теории государства / О. И. Ананьин, М. И. Воейков, Г. Д. Гловели и др. M.: ИЭ РАН, 2018.
10. Городецкий А. Е., Рубинштейн А. Я. Некоторые аспекты экономической теории государства. М.: ИЭ РАН, 2017.
11. Круглова М. С. Теория институционального дизайна: от поиска идеальных институтов к работам блумингтонской школы // Terra economicus. 2018. Т. 16, № 4. С. 17-28.
12. Klijn Erik Hans, Koppenjan Joop. Institutional design: Changing institutional features of networks // Public Management Review. March. 2006. Vol. 8. Is. 1. Pp. 141-160.
13. Ostrom E. Governing the Commons: The Evolution of Institutions for Collective Action. Cambridge University Press, 1990.
14. Ostrom E. A General Framework for Analyzing Sustainability of Social-Ecological Systems // Science. 2009. № 325 (5939). Pp. 419-422.
15. Капелюшников Р. И. Множественность институциональных миров: Нобелевская премия по экономике - 2009 // Экономический журнал ВШЭ. 2010. № 14 (1). С. 12-69.
16. Coram B. T. Second best theories and the implications for institutional design // The Theory of Institutional Design / ed. R. E. Goodin. Cambridge, Cambridge University Press, 1996. Pp. 90-125.
17. Rodrik Dani. Second-best institutions // NBER Working Paper No. 14050. June 2008.
18. Hurwicz L. But Who Will Guard the Guardians? // University of Minnesota working paper. 1998.
19. Теория экономических механизмов (Нобелевская премия по экономике 2007 г.) / С. Измалков, К. Сонин, М. Юдкевич // Вопросы экономики. 2008. № 1. С. 4-26.
20. Truth-telling by Third-party Auditors and the Response of Polluting Firms: Experimental Evidence from India / E. M. Duflo, R. Pande Greenstone, N. Ryan // The Quarterly Journal of Economics. 2013. Pp. 1499-1545.
21. Duflo E. The Economist as Plumber // NBER Working Paper No. 23213 March 2017.
22. Menard C. Research Frontiers in New Institutional Economics. Revista de Administração // Management Journal, Elsevier. 2018. № 53 (1). Pp. 3-10.
23. Addressing the policy-implementation gaps in water services: the key role of meso-institutions / C. Menard, A. Jimenez, H. Tropp // Water International. № 2018. 43(1). Pp.13-33.
24. Menard C. Embedding organizational arrangements: towards a general model // Journal of Institutional Economics. 2014. № 10 (4). Pp. 567-589.
25. Круглова М. С. Теория мезо-институтов Клода Менара и ее использование в институциональном дизайне // Journal of Institutional Studies. 2018. Т. 9, № 3. С. 49-57.
26. Шаститко А. Е. Мезоинституты: умножение сущностей или развитие программы экономических исследований? // Вопросы экономики. 2019. № 5. С. 5-25.
27. Пушкин А. С. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 10: Письма, 1831-1837 гг. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1962.
28. Ахиезер А. С. Россия как большое общество. 1991 // Вопросы философии. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_ content&task=view&id=542&Itemid=55 (дата обращения: 02.10.2019).
29. Гаджиев Г. А. Легитимация идей «Права и экономики» (новые познавательные структуры для гражданского права) // Вестник гражданского права. 2017. Т. 17, № 6. С. 108-173.
30. Конституционная экономика / отв. ред. Г. А. Гаджиев. М.: Юстицинформ, 2010. 256 с.
31. Одинцова М. И. Экономика права: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018. 345 с.
32. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Новое издательство. 2007. 224 с.
33. Борисов С. Р., Квитко С. А. Влияние институциональных факторов на активность предпринимателей в странах постсоветского пространства // Бизнес. Общество. Власть. 2018. № 28. С. 97-113.
34. Варварин А. В. Механизмы отстаивания корпоративных интересов в органах государственной власти // Бизнес. Общество. Власть. 2019. № 31. С. 7-11.
35. Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего. М.: Центр стратегических разработок, 2018. URL: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/05/REGULYATORNAYA-POLITIKA-V-ROSSII_INTERNET.pdf (дата обращения: 02.10.2019).
36. Осипов М. Ю. Качество российского законодательства как ключ к повышению его эффективности // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10, № 4. С. 88-95. DOI: 10.21202/1993-047X.10.2016.4.88-95
37. Regulation and Macroeconomic Performance / N. V. Loayza, A. M. Oviedo, L. Servén // Policy Research Working Paper. No. 3469. World Bank, Washington, DC, 2004. URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/8953?show=full (дата обращения: 02.10.2019)
38. Regulation and growth / S. Djankov, C. McLiesh, R. M. Ramalho // Economic Letters. 2006. Vol. 92, Is. 3. Pp. 395-401.
39. Павлов П. Н. Экономические факторы нормотворческой активности в России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 2. С. 39-70.
40. Dawson J., Seater J. Federal Regulation and Aggregate Economic Growth // Journal of Economic Growth. 2013. Vol. 18, № 2. Pp. 137-177.
41. Coffey B., McLaughlin P., Peretto P. The Cumulative Cost of Regulations // Mercatus Research Paper. April 2016. URL: https://ssrn.com/abstract=2869145 (дата обращения: 02.10.2019).
42. Malone T., Chambers D. Quantifying Federal Regulatory Burdens in the Beer Value Chain // Agribusiness. 2017. Vol. 33, № 3. Pp. 466-471.
43. Ткаченко Н. Статистический анализ федерального законодательства. М.: Центр стратегических разработок, 2017. URL: https://csr.ru/wp-content/uploads/2017/02/Issledovanie_TSSR_statistika-po-zakonoproektam.pdf (дата обращения: 02.10.2019)
44. База данных LAWSTREAM.RU: Количественные оценки институциональных изменений / С. Г. Кирдина, А. А. Рубинштейн, И. В. Толмачева. М.: ИЭ РАН. 2009.
45. Российская модель институциональных изменений: опыт эмпирико-статистического исследования / С. Г. Кирдина, И. Л. Кирилюк, А. А. Рубинштейн, И. В. Толмачева // Вопросы экономики. 2010. № 11. С. 97-114.
46. Кирдина С. Г., Рубинштейн А. А. Эффекты path dependence и экономии от масштаба в российском законотворчестве // Вопросы экономики. 2014. № 11. С. 58-82.
47. Волынский А. И., Круглова М. С. Циклы законодательного процесса в России: политологический анализ // Социально- политические науки. 2016. № 1. С. 11-19.
48. Законодательные механизмы в РФ как инструмент институционального дизайна: на материалах анализа количественных данных базы LAWSTREAM.RU / А. И. Волынский, М. С. Круглова, П. В. Рожков, А. А. Рубинштейн // Вопросы теоретической экономики. 2018. № 2 (3). С. 91-100.
49. Худяев П. В. Институциональные изменения в процессе самоорганизации экономики: дис. … канд. экон. наук. Улан-Удэ, 2016.
Рецензия
Для цитирования:
Волынский А.И., Круглова М.С., Рожков П.В., Рубинштейн А.А. Механизм принятия законодательных решений в РФ как метод экономического регулирования: на основе анализа количественных данных базы LAWSTREAM.RU. Актуальные проблемы экономики и права. 2019;13(4):1493-1506. https://doi.org/10.21202/1993-047X.13.2019.4.1493-1506. EDN: WPTBSO
For citation:
Volynskiy A.I., Kruglova M.S., Rozhkov P.V., Rubinstein A.A. Mechanism of making legislative decisions in the Russian Federation as a method of economic regulation: based on the analysis of quantitative data of LAWSTREAM.RU database. Actual Problems of Economics and Law. 2019;13(4):1493-1506. (In Russ.) https://doi.org/10.21202/1993-047X.13.2019.4.1493-1506. EDN: WPTBSO