ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРАДОКСЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация
Цель: показать, что информатизация государственного и муниципального управления в современной России должна быть направлена непосредственно на снижение издержек и повышение продуктивности государственных и муниципальных органов власти, а не на достижение косвенных показателей в виде индикаторов типа «доли документооборота в электронном виде». Методы: в статье использован метод анализа состояний объекта исследования на различных этапах его развития, синтез познанных в результате анализа элементов с последующим обобщением и переходом от единичного к общему. Использованы также общенаучные, специальные и частные методы исследования. Результаты: на основе анализа практики информатизации государственного и муниципального управления показано, что основной причиной ее низкой результативности является действующая система оценки эффективности, основанная на косвенных показателях - индикаторах. Научная новизна: эффективность и результативность информатизации государственного и муниципального управления рассматриваются с точки зрения системности и оптимизации распределения ресурсов. Предложено научное обоснование показателей эффективности информатизации в сфере государственного и муниципального управления, для которого характерна размытость критериев качества, трудно выражаемого в денежном эквиваленте. Примером таких критериев могут послужить: себестоимость оказания государственной (муниципальной) услуги; физическая (географически, по режиму работы, удобству) доступность получения услуги и т. д.; время ожидания в очереди на получение и продолжительность процедуры получения услуги гражданином вне зависимости, в какой форме, традиционной или электронной, она ему оказывается. Практическая значимость: рассмотрены проблемы подбора критериев эффективности информатизации социального управления. Предложены конкретные меры, направленные на повышение эффективности информатизации, в том числе в рамках реализации Федеральной программы России «Информационное общество» на 2012-2020 гг.
Список литературы
1. Бир С. Кибернетика и управление производством. М.: Наука, 1965. 392 с.
2. Горенбургов М.А. Основы информатизации предпринимательства. СПб.: Изд-во СПбУЭФ,1995. 155 с.
3. Бюджет прирастает военными расходами // Коммерсанть. 2014. № 180. С. 6.
4. URL: http://minsvyaz.ru/ru/discussions/index.php?id=44 (дата обращения: 21.10.2013).
5. URL: www.gosuslugi.ru (дата обращения: 10.10.2014).
6. Вифлеемский А.Б. «Дневник.ру»: мифы и реальность // Народное образование. 2012. № 7. С. 112-117.
7. URL: http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=955&q_id=65612&date=30.03.2014 (дата обращения: 10.10.2014).
8. URL: http://minsvyaz.ru/ru/monitoring/index.php?id_ 4=44924 (дата обращения: 10.10.2014).
9. URL: http://minsvyaz.ru/ru/news/index.php?id_4=44286 (дата обращения: 10.10.2014)
10. Юсупов В.А. Право и автоматизированные информационные системы в аппарате управления // Управление и право. 1975. Вып. 2.
11. URL: http://standartgost.ru/g/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_24.702-85 (дата обращения: 10.10.2014).
12. Богданов А. А. Тектология - всеобщая организационная наука. Берлин - Санкт-Петербург, 1922.
13. Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986. 423 с.
14. Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления. М., 1983. 224 с.
15. Матюшкина И.А., Михалева О.М. Эффективность государственного и муниципального управления: сущность и проблемы определения // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2013/08/3617 (дата обращения: 26.04.2015)
Рецензия
Для цитирования:
Лукашов Н.В. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРАДОКСЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. Актуальные проблемы экономики и права. 2015;(2):83-91.
For citation:
Lukashov N.V. INSTITUTIONAL PARADOXES OF INFORMATIZATION OF STATE AND MUNICIPAL GOVERNANCE IN MODERN RUSSIA. Actual Problems of Economics and Law. 2015;(2):83-91. (In Russ.)