Preview

Russian Journal of Economics and Law

Расширенный поиск
№ 2 (2015)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

5-9 164
Аннотация

Цель: определить необходимость и перспективы дальнейшего развития сотрудничества высших учебных заведений с предприятиями реального сектора экономики. Методы: в работе были применены методы научного исследования эмпирического и теоретического уровней, которые позволили: 1) выявить проблему недостаточной обеспеченности национальной экономической системы квалифицированными трудовыми ресурсами и конкретизировать пути ее разрешения, 2) используя метод отбора источников информации, обобщить имеющиеся данные по накопленному опыту сотрудничества вузов Республики Татарстан с предприятиями различных сфер деятельности, 3) определить дальнейшие мероприятия по формированию системы высшего профессионального образования направленности на приоритеты инновационного развития экономической системы. Результаты: определен комплекс дальнейших мероприятий по усилению интеграции сферы образования и экономической системы, к числу которых были отнесены: необходимость скоординированной деятельности национальных вузов и предприятий реального сектора экономики, реализуемая в виде создания и осуществления совместных проектов; активное участие вузов в деятельности инновационных бизнес-структур; расширенное привлечение в процессы трудоустройства выпускников высших учебных заведений заинтересованных экономических субъектов. Научная новизна: в статье раскрывается практическая значимость сотрудничества вузов с предприятиями различных отраслей и сфер деятельности, предлагается углублять подобное сотрудничество по направлениям, способствующим актуализации новейших знаний, получаемых в процессе обучения, посредством их использования при практической деятельности выпускников и студентов вузов на предприятиях-партнерах. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в разработке концепций перспективного развития научно-педагогических кадров и основных направлений сотрудничества национальных вузов с предприятиями реального сектора экономики.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

10-16 138
Аннотация

Цель: определение новых подходов к реализации эффективной дискреционной фискальной политики для обеспечения стимулирования социально-экономического развития на субфедеральном уровне. Методы: в процессе исследования были использованы методы сравнительного экономического анализа и логического обобщения. Основные методологические принципы - диалектический подход к познанию социально-экономических явлений в области дискреционной фискальной политики на субфедеральном уровне, в контексте совокупности объективных и субъективных факторов, а также методологический принцип - единство исторического и логического, системный подход к экономическим явлениям и процессам формирования механизмов реализации дискреционной фискальной политики. Результаты: проведена диагностика происходящих социально-экономических процессов, в области проводимой исполнительными органами государственной власти и управления дискреционной политики в сфере сельского хозяйства Республики Татарстан рассмотрены экономические рычаги управления, определяющие механизмы маневрирования расходами регионального бюджета, влияющие на ускорение социально-экономического развития. Научная новизна: в статье представлены новые подходы к формированию механизмов реализации эффективной дискреционной политики на субфедеральном уровне. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и тенденциях развития современной дискреционной фискальной политики.

17-33 198
Аннотация

Цель: изучить опыт развитых европейских стран по организации государственно-частного партнерства. Методы: в работе использованы методы теоретического и исследования: анализ, обобщение, а также исторический метод. Результаты: на основе изучения опыта Великобритании, Франции и Германии выявлены сильные и слабые стороны различных моделей государственно-частного партнерства, а также особенности их организации в конкретных экономико-исторических условиях. Научная новизна: в статье впервые систематизированы отраслевые и финансовые особенности организации проектов государственно-частного партнерства в различных экономических системах. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в разработке государственной политики России в области создания и финансирования проектов государственно-частного партнерства.

34-40 132
Аннотация

Цель: исследование и изучение опыта швейцарского менеджмента организаций здравоохранения. Методы: абстрактно-логический, сравнительного менеджмента, бенчмаркинга. Результаты: разработка механизма и инструментария формирования модели компетенций современного менеджера в здравоохранении. Научная новизна: разработан концептуальный подход к построению системы управления человеческими ресурсами в организациях здравоохранения на основе швейцарской модели управленческой культуры; разработана инновационная модель подготовки менеджеров здравоохранения в системе непрерывного профессионального образования; использован проблемно-ориентированной подход к обучению персонала медицинской организации с возможностью корректировки программы обучения в ходе ее непосредственной реализации. Практическая значимость: вопросы эффективного управления ресурсами в здравоохранении рассматриваются и обсуждаются на уровне Минздрава России, Росздравнадзора, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Существующие противоречия в системе управления и регулирования здравоохранением как отраслью, затянувшиеся реформы, несбалансированность модели системы здравоохранения, подталкивают к поиску новых механизмов управления. Поэтому внедрение швейцарской модели управления человеческими ресурсами и нового типа управленческой культуры в практику управления медицинскими организациями можно рассматривать как механизм повышения эффективности деятельности организаций здравоохранения России

41-52 217
Аннотация

Цель: определить влияние развития форм собственности на конкурентоспособность экономики России. Методы: системно-функциональный подход, основанный на общенаучных методах эмпирического и теоретического исследования, таких как наблюдение и сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, а также сравнительно-исторический метод, статистические методы, макроэкономический анализ. Результаты: через призму анализа роли государства в экономике страны рассмотрены факторы, определяющие конкурентоспособность экономики страны: человеческие ресурсы (динамика показателей «численность населения», «занятость населения», роль мигрантов, гастарбайтеров в экономике России); динамизм экономики (динамика ВВП и ВНД на душу населения в СССР/России, США, Франции, ФРГ); социально-политическая обстановка (уровень оплаты труда и соотношение средней ежемесячной заработной платы российских и зарубежных специалистов, разница между доходами самой бедной и самой богатой групп населения России); эффективность промышленного производства (структурные изменения в промышленности и распределение промышленных организаций по формам собственности, влияние тенденций развития промышленности на другие виды экономической деятельности); динамизм рынка (влияние импорта на качество товаров, реализующихся на российском рынке); ресурсы и инфраструктура (оценка реализации ряда крупных проектов по созданию инфраструктуры на территории России). Научная новизна: уточнены тенденции и проблемы в сфере управления государственной собственностью: продолжается развитие процессов приватизации, доминирование частной собственности при нерешенных проблемах «теневого сектора». Снижение доли государства в экономике страны приводит к потере государственных активов и недополучению значительных налоговых и неналоговых доходов в бюджеты разных уровней, а также к росту социальной напряженности. Практическая значимость: выводы и предложения могут быть использованы органами государственной власти при разработке политики управления государственными организациями и предприятиями, предприятиями с участием государственного капитала.

53-58 145
Аннотация

Цель: выявить круг задач актуарных расчетов исламского страхования, раскрыть основные отличия традиционного и исламского страхования, определить, какие изменения в расчетах влекут указанные отличия. Методы: использованы методы построения математических моделей, вероятностный анализ страховых рисков, адаптация методов актуарной математики к принципам исламского страхования. Результаты: представлены математические формы моделей состояния такафул-фонда, проанализировано использование распределения случайной величины итогового страхового фонда или остатка средств страховой компании по некоторому фиксированному страховому портфелю. Научная новизна: представлены расчеты оптимального значения тарифной ставки в такафуле. Исламское страхование является инновационной отраслью в страховании. Актуарные расчеты, удовлетворяющие нормам шариата, находятся в стадии разработки. Авторами поставлены новые задачи актуарных расчетов, в том числе указаны изменения в вычислении оптимального значения тарифной ставки, отвечающие принципам исламского страхования. Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы в актуарных расчетах исламских страховых компаний.

59-68 203
Аннотация

Цель: исследовать социально-экономические аспекты развития экономики России в условиях санкций, провести анализ макроэкономических показателей и разработать прогноз их развития на период с 2015 по 2020 гг. Методы: анализа и синтеза; логический подход к оценке экономических явлений; синергетическая модель с элементами статистического, регрессионного и вариационного методов. Результаты: на основе использования синергетической модели определены управляющие параметры социально-экономической системы и разработан прогноз развития макроэкономических показателей России на период с 2015 по 2020 гг. в условиях финансово-экономического кризиса. Научная новизна: состоит в разработке научно обоснованных теоретических положений и практических рекомендаций в области анализа и прогноза макроэкономических показателей социально-экономического развития России на период с 2015 по 2020 гг. Практическая значимость: руководителям всех уровней предложен инструментарий для проведения факторного анализа, разработки средне- и долгосрочных прогнозов деятельности хозяйствующих субъектов, что позволит минимизировать риски при принятии управленческих решений в современных условиях экономики.

69-76 179
Аннотация

Цель: целью работы является описание авторской методики оценки конкурентоспособности предприятий мебельной промышленности, позволяющей дать экономическую оценку эффективности производства продукции мебельного предприятия, оценку внутрифирменной составляющей эффективности производства мебели, выявить факторы, влияющие на эффективность работы мебельного предприятия и формирование направлений по повышению эффективности производства продукции мебельного предприятия на основе совершенствования ассортиментной, производственной и сбытовой политики мебельного предприятия. Предметом исследования являются современные методы и принципы управления конкурентоспособностью, применимые в условиях динамично меняющейся рыночной среды. Методы: исследование состоит из шести этапов, отличных по методам, целям и результатам. - изучение характера спроса в пределах целевого рынка мебельного предприятия; - изучение затрат мебельного предприятия на реализацию отдельных производственно-сбытовых стратегий; - изучение конкуренции на рынке; - анализ возможностей мебельного предприятия в отношении производства и реализации мебели в разрезе комбинаций значений факторов; - повторное изучение спроса с целью его распределения по факторному пространству; - обработка данных, полученных на предыдущих этапах и проведение необходимых расчетов. Результаты: приведенная выше методика экономической оценки эффективности производства мебели на основе разработанной ранее модели представляет менеджерам предприятий алгоритм по оценке как рыночной, так и внутрифирменной составляющей эффективности производства мебели с последующим выявлением и оценкой факторов, определяющих эффективность, и формированием мероприятий по повышению эффективности производства и реализации мебели, рационализации ассортиментной, производственной и сбытовой политики мебельного предприятия. Научная новизна: разработана авторская методика конкурентоспособности, которая может применяться как к предприятиям промышленности, так и к мебельным производственным компаниям. При комплексной оценке конкурентоспособности используется многогранная шестиэтапная схема исследования, которая позволяет учесть все факторы и особенности оценки исследуемого бизнеса промышленной компании и выработать эффективные инструменты взаимодействия на отдельные, проблемные бизнес-блоки компании. Практическая значимость: применение данной методики помогает оперативно разработать план мероприятий по повышению эффективности производства мебельной продукции, ассортиментной политики, соответствующей текущему рыночному спросу. Предложенная автором методика отличается низкой стоимостью ее реализации, высокой эффективностью полученных данных и быстротой ее внедрения.

77-82 117
Аннотация

Цель: построение модели, описывающей взаимосвязь уровня развития транспортной инфраструктуры региона с уровнем развития промышленности в регионе. Методы: расчет интегральных показателей развития предприятий определенной отрасли, метод регрессионного анализа, метод построения производственной функции. Для регрессионного анализа в работе используются модели панельных данных со случайными и фиксированными эффектами, а также объединенная модель панельных данных. Для проверки качества регрессионной модели использовались критерии Фишера и Стьюдента. Для тестирования модели на гетероскедастичность применялись тесты Парка, Глейзера, Голдфелда-Квандта и Уайта. Результаты: были построены модели линейной и логарифмической спецификации со случайными и фиксированными эффектами, а также объединенные модели панельных данных. Значимые коэффициенты при показателях транспортной инфраструктуры в обоих случаях были получены только в объединенной модели панельных данных. В модели, рассматривающей в качестве одной из характеристик транспортной инфраструктуры региона показатель густоты железнодорожных путей, коэффициент при этой переменной оказался отрицательным. Научная новизна: впервые на основании статистики по российским регионам с использованием регрессионных моделей панельных данных была изучена зависимость между уровнем развития транспорта в регионе и динамикой выпуска промышленной продукции в нем. Причем, в качестве характеристики уровня развития транспортной инфраструктуры использовался специально рассчитанный интегральный показатель работы предприятий транспорта и связи региона, обобщающий в себе несколько характеристик работы предприятий данной отрасли. Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы при прогнозировании эффектов от принятия органами государственной власти различного уровня решений об улучшении транспортной инфраструктуры в регионах РФ. Также результаты и вывод статьи могут служить основой для дальнейших научных исследований по данной тематике и применяться в работах по характеристике экономики России. Кроме того, результаты могут использоваться в учебном процессе при чтении курсов, связанных с экономикой России.

83-91 113
Аннотация

Цель: показать, что информатизация государственного и муниципального управления в современной России должна быть направлена непосредственно на снижение издержек и повышение продуктивности государственных и муниципальных органов власти, а не на достижение косвенных показателей в виде индикаторов типа «доли документооборота в электронном виде». Методы: в статье использован метод анализа состояний объекта исследования на различных этапах его развития, синтез познанных в результате анализа элементов с последующим обобщением и переходом от единичного к общему. Использованы также общенаучные, специальные и частные методы исследования. Результаты: на основе анализа практики информатизации государственного и муниципального управления показано, что основной причиной ее низкой результативности является действующая система оценки эффективности, основанная на косвенных показателях - индикаторах. Научная новизна: эффективность и результативность информатизации государственного и муниципального управления рассматриваются с точки зрения системности и оптимизации распределения ресурсов. Предложено научное обоснование показателей эффективности информатизации в сфере государственного и муниципального управления, для которого характерна размытость критериев качества, трудно выражаемого в денежном эквиваленте. Примером таких критериев могут послужить: себестоимость оказания государственной (муниципальной) услуги; физическая (географически, по режиму работы, удобству) доступность получения услуги и т. д.; время ожидания в очереди на получение и продолжительность процедуры получения услуги гражданином вне зависимости, в какой форме, традиционной или электронной, она ему оказывается. Практическая значимость: рассмотрены проблемы подбора критериев эффективности информатизации социального управления. Предложены конкретные меры, направленные на повышение эффективности информатизации, в том числе в рамках реализации Федеральной программы России «Информационное общество» на 2012-2020 гг.

92-101 159
Аннотация

Цель: определить эффективность государственного регулирования розничной торговли и его влияние на формирование конкурентных преимуществ в розничной торговле. Метод: логико-математический. Результаты: в статье рассмотрены методы регулирования розничной торговли. Дан анализ факторов, сдерживающих деловую активность розничных торговых сетей, в результате чего выявлены факторы, сдерживающие деловую активность розничных сетевых структур. Предложены мероприятия, способствующие повышению конкурентоспособности внутренней торговли России. Научная новизна: заключается в построении эконометрической модели, включающей 8 факторов. В рамках модели определено влияние исследуемых факторов на изменение розничного товарооборота торговых сетей. Практическая значимость: заключается в возможности применения полученных результатов с целью повышения эффективности деятельности розничных торговых предприятий и, как следствие, их конкурентоспособности.

102-108 142
Аннотация

Цель: развитие методологии исследования конкурентных позиций территорий по видам экономической деятельности, определение профильных видов экономической деятельности и диагностика их конкурентных преимуществ. Методы: дифференцированный подход к анализу конкурентоспособности на основе матричных моделей конкурентного позиционирования, который позволил выделить профильные виды экономической деятельности территории. Данный подход определил выбор конкретных методов исследования: абстрагирования, системного, логического, структурного, сравнительного, статистического. Применение вышеперечисленных методов позволило обеспечить обоснованность результатов проведенного анализа, теоретических и практических выводов. Результаты: в статье были использованы опыт и знания, полученные в ходе ранее предпринятой серии проектов, касающихся оценки эффективности экономики Республики Татарстан в 2005-2011 гг. В прошлых отчетах рассматривались изменения позиций выбранных отраслей республики, структура и динамика конкурентных позиций данных отраслей по сравнению с ведущими регионами Российской Федерации. Отличительной особенностью результатов исследования, представленных в данной статье, является сравнительный анализ конкурентных преимуществ видов экономической деятельности Республики Татарстан на основе матричной модели конкурентного позиционирования. Научная новизна: в статье впервые предложена матричная модель диагностики конкурентных преимуществ территории по видам экономической деятельности, позволяющая определить приоритетный промышленный «портфель» и обеспечить целенаправленный характер управленческих воздействий в целях повышения его инвестиционной привлекательности Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы различными органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, бизнес-сообществами, научно-исследовательскими институтами и организациями при разработке стратегий и программ социально-экономического развития, схем территориального планирования, приоритетных направлений промышленной и инвестиционной политики, сценариев модернизации и инновационного роста.

109-117 142
Аннотация

Цель: раскрыть роль и сущность инновационных преимуществ региона как нового явления в управлении развитием региональных систем в условиях реиндустриализации экономики страны, регионов сырьевой направленности. Методы: методы анализа данной работы включают фундаментальные исследования российских и зарубежных ученых в области региональной экономики, инновационного развития, экономической теории. Результаты: на основе анализа положений и выводов, результатов исследования процессов трансформации и реиндустриализации в экономике страны, рассмотрения регионального аспекта в инновационном развитии и региональном управлении, ретроспективном анализе и рассмотрении опыта реиндустриализации экономики СССР и других стран, сделан вывод и обоснована роль инновационных преимуществ региона как необходимого условия решения существующих проблем инновационного развития экономики региона, решения реиндустриализационных задач экономики; раскрыта сущность инновационных преимуществ региона. Научная новизна: в работе впервые представлено и раскрыто понятие и роль инновационных преимуществ региона в контексте решения задач диверсифицированного роста и реиндустриализации экономики. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть полезны в научной и педагогической деятельности, системе государственного управления.

118-125 143
Аннотация

Цель: разработка методики анализа и определения уровня социально-экономического развития регионов - субъектов Российской Федерации - в инновационно-ориентированном направлении. Методы исследования: диалектический и системный подходы к рассмотрению экономических явлений и фактов, обработка и обобщение информации через статистические и графические методы анализа. Результаты исследования: определено, что переход экономики на интенсивный путь экономического роста как важнейший элемент долгосрочной стратегии ускоренного экономического развития реализуется не во всех регионах России. Имеются диспропорции по уровню инновационной активности и эффективности инвестиционной деятельности. Научная новизна: в качестве метода оценки эффективности использования и реализации потенциала инновационно-ориентированного развития регионов Российской Федерации использован метод составления рейтинга, опирающийся на информацию о ключевых в данном вопросе индикаторах: производительность труда, фондоотдача, экологичность экономики региона, выпуск инновационных товаров, работ и услуг, затраты в регионе на исследования и разработки, инвестиции в технологические инновации. Практическая значимость: доказано влияние на экономический рост и эффективность экономики всего региона мероприятий по финансированию и внедрению инновационных проектов (промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон, технопарков и т. д.). Наиболее высокие позиции в рейтинге инновационного развития занимают регионы, имеющие высокую инновационную привлекательность, развитую энергосырьевую промышленность.

126-133 177
Аннотация

Цель: определить пути обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона в условиях присоединения России к ВТО, предложить инструменты государственного регулирования. Методы: системный подход применен к определению понятия, условий и факторов устойчивого социально-экономического развития региона, метод сравнительного и ситуационного анализа применен в исследовании проблем устойчивого социально-экономического развития региона в условиях вступления России в ВТО; программно-целевой метод и метод обобщения применены при определении путей обеспечения социально-экономического развития региона в условиях присоединения России к ВТО. Результаты: определено понятие, условия и факторы обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона, выявлены и исследованы проблемы и особенности устойчивого социально-экономического развития региона в условиях вступления России в ВТО. На основе анализа проблем устойчивого социально-экономического развития региона в условиях вступления России в ВТО определены пути обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона. Разработаны приоритетные направления региональной экономической политики, отвечающие задачам устойчивого социально-экономического развития региона в условиях вступления России в ВТО, предложен инструментарий государственного регулирования и прогнозирования. Обоснована необходимость формирования эффективной системы государственного регулирования устойчивого социально-экономического развития региона в условиях вступления России в ВТО и усиления роли государства в структурной перестройке экономикой, в осуществлении промышленной, социальной, инвестиционной, инновационной и продовольственной политики, обеспечивающей безопасность и устойчивость социально-экономического развития региона. Научная новизна: разработаны приоритетные направления региональной экономической политики, которые, по мнению авторов, будут способствовать устойчивому социально-экономическому развитию региона в условиях присоединения России в ВТО; также предложен инструментарий государственного регулирования и прогнозирования. Практическая значимость: основные положения и выводы научной работы могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов устойчивого развития региона; государственными органами власти для разработки региональной экономической политики, прогнозов и программ устойчивого социально-экономического развития региона, отраслевых программ развития, форм, методов и инструментов государственного регулирования и прогнозирования.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, СТАТИСТИКА

134-139 134
Аннотация

Цель: раскрыть необходимость организации раздельного учета доходов и расходов от предпринимательской и уставной деятельности в жилищно-строительном кооперативе. Методы: в работе применялся абстрактно-логический метод исследования. Результаты: на основе анализа нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность жилищно-строительных кооперативов, определены виды предпринимательской деятельности кооперативов, рассмотрены доходы и расходы, которые получает кооператив от ведения предпринимательской деятельности. Научная новизна: предложена методика раздельного учета расходов от предпринимательской и уставной деятельности в жилищно-строительном кооперативе. Практическая значимость: основные положения и выводы могут быть использованы в деятельности жилищно-строительных кооперативов, а также в научной и педагогической деятельности.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

140-146 149
Аннотация

Цель: определить соотношение различных видов государственного и общественного контроля в сфере высшего образования и предложить оптимальную модель их взаимодействия. Методы: системно-структурный подход к анализу объекта исследования, сравнительно-правовой, а также логический методы. Результаты: на основе анализа нормативных основ процедуры лицензирования, государственной и общественной аккредитации основных образовательных программ в сфере высшего образования, критического рассмотрения основных направлений современной государственной политики в сфере образования подводятся итоги образовательной реформы, вносятся предложения по совершенствованию правового инструментария в сфере контроля и надзора в сфере высшего образования в Российской Федерации. Научная новизна: в статье впервые комплексно рассматриваются различные параметры государственного и общественного контроля сферы высшего образования в контексте соответствия принципам осуществления государственного управления. Практическая значимость: на основе изучения теоретических основ и практических примеров авторами вносятся предложения по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере государственного и общественного контроля высшего образования.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

147-154 139
Аннотация

Цель: уточнение закона добра и зла, функции (закона) справедливости и построение математической модели политических режимов. Методы: 1) наблюдения, анализа и синтеза; 2) дедукции и индукции; 3) использование законов формальной логики; 4) формально юридический; 5) математического моделирования; 6) исследование математических функций; 7) дифференциальное исчисление; 8) построение графиков. Результаты: автором выведены: 1) нелинейный закон (функция) добра и зла; 2) нелинейная функция справедливости; 3) закон (функция) политических режимов. Научная новизна: автор вычислил и установил: 1) нелинейную формулу: D(Lкол) = -Lкол3, которая отражает связь между деяниями субъектов правовых (общественных) отношений (D) и коллективной свободой (Lкол) - закон добра и зла; 2) нелинейную формулу: Y(D) = D3, отражающую связь между деяниями субъектов правовых отношений (D) и ответственностью за содеянное (Y) - нелинейная функция справедливости; 3) нелинейная формула: , которая показывает связь между индивидуальной (lинд) и коллективной свободой (Lкол) в отрицательной области определения функции (коллективная свобода отрицательна) и , отражающая связь между индивидуальной и коллективной свободой в положительной области определения функции (коллективная свобода положительна); 4) дана общая классификация политических режимов в свете описывающих их функций, показаны типы деформации политических систем, возникающие при левосторонних и правосторонних смещениях коллективной свободы. Практическая значимость: заключается в возможности использования полученных научных результатов в развитии различных юридических теорий.

155-160 875
Аннотация

Цель: дать определение понятия мониторинг правоприменения, выявить его роль и место в системе контроля за качеством законодательства и его правоприменением, сформулировать принципы его осуществления. Методы: в ходе исследования применялись как общенаучные методы (метод диалектического познания), так и частнонаучные: методы анализа и синтеза, экстраполяции, сравнительного анализа, статистический, формально-юридический, логический и другие методы. Результаты: на основе анализа разноуровневых нормативных правовых актов, трудов современных исследователей юридических проблем мониторинга правоприменения раскрывается понятие, содержание, принципы мониторинга правоприменения с теоретико-правовой точки зрения, его место и значение в построении правового государства; обосновывается место и роль мониторинга правоприменения в политико-правовой системе Российской Федерации; предлагаются способы его совершенствования и оптимизации с позиции юридической науки. Научная новизна: авторами предпринята одна из первых попыток обобщения теоретических основ мониторинга правоприменения и предложена авторская классификация принципов мониторинга правоприменения. Практическая значимость: на основе теоретических выводов авторами предлагаются способы и направления совершенствования законодательства, регулирующего мониторинг правоприменения, направленные на улучшение качественного уровня его процедуры и результативности.

161-170 199
Аннотация

Цель: сформировать научно обоснованное знание о сущностных и содержательных сторонах современной правовой реальности России в контексте постклассической парадигмы. Методы: методологическую основу исследования составляет синтез классических и постклассических мировозренческих парадигм, которые определили выбор конкретных методов исследования: формально-юридического, компаративного, метода правового моделирования, герменевтического, дискурсивного. Результаты: на основе постклассической методологии доказывается, что правовая реальность России состоит из трех уровней: правотворчество, правореализация, правовое поведение. Определяющим уровнем правовой реальности является правовое поведение, которое ориентировано на соблюдение неписанного права. Правовая реальность России характеризуется трансгрессивным состоянием современного российского общества, выражающимся в широком распространении незаконодательных (неправовых) практик, низком уровне нормативной правовой культуры, правовом нигилизме и правовом инфантилизме. Научная новизна: в статье впервые проанализированы онтологическая и феноменологическая сущность правовой реальности России и определен ее трансгрессивный характер на современном этапе развития. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и содержании правового развития.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

171-176 135
Аннотация
Цель: исследовать механизмы участия граждан и общественных институтов в общественном контроле в муниципальных образованиях. По мнению автора, в процессе контроля должен участвовать как можно больший круг субъектов, а контрольные мероприятия - носить гласный и открытый характер. Поэтому формы гражданского участия в общественном контроле необходимо исследовать с позиций принципа гласности местного самоуправления. Методы: всеобщий диалектический метод, в рамках которого был применен анализ норм Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», являющегося правовой базой для внедрения института общественного контроля. При изучении проблемы надлежащего правового регулирования института контроля применялся также формально-юридический метод. Для оценки полученных знаний были востребованы и иные методы, в частности, сравнительно-правовой и системно-структурный. Результаты: на основе проведенного анализа законодательных норм, исходя из правовой природы института местного самоуправления как самого приближенного к гражданам уровня публичной власти, был сделан вывод о недостаточности правового регулирования в части субъектов общественного контроля в муниципальных образованиях. Законодательными нормами не были закреплены в качестве субъектов общественного контроля многочисленные общественные структуры, осуществляющие деятельность в местных сообществах. Научная новизна: заключается в обоснованных автором предложениях по дополнению названного федерального закона, законодательства субъектов федерации, муниципальных нормативных правовых актов рядом новых субъектов общественного контроля. Практическая значимость: сформулированные в настоящем исследовании выводы и предложения будут способствовать активному внедрению общественного контроля в муниципальных образованиях, расширят возможности граждан и институтов гражданского общества в части контроля за властью, а также позитивным образом повлияют на гласность на уровне местного самоуправления. Результаты исследования могут быть использованы в правотворческой деятельности и правоприменительной практике, научной работе, учебном процессе.
177-182 154
Аннотация

Цель: определить возможности осуществления общественного контроля за органами местного самоуправления по действующему законодательству. Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать их в контексте совокупности объективных и субъективных факторов, определил использование в исследовании системного, сравнительно-правового и формально-логического метода. Результаты: на основе проведенного анализа новелл отечественного законодательства в сфере общественного контроля, в частности, Федерального закона № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014, авторами делается вывод о создании в России системы общественного контроля на федеральном, региональном и муниципальном уровнях на основе деятельности таких институтов гражданского общества, как Общественная палата РФ, общественные палаты субъектов РФ и общественные палаты (советы) муниципальных образований. Однако в ходе исследования выявлен существенный пробел действующего законодательства в части создания муниципального общественного контроля в связи с отсутствием субъектов контроля - общественных палат (советов) муниципальных образований, создание которых не является обязательным. На основе проведенного исследования авторами формулируется предложение о внесении изменений в законодательство в части повышения эффективности общественного контроля. Научная новизна: в связи с новизной законодательства об общественном контроле, принятом в середине 2014 г., авторами, фактически, предпринята одна из первых попыток осмысления принятых правовых норм в части создания муниципального общественного контроля в России. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при изучении вопросов формирования и организации общественного контроля в России. Высказанные предложения могут быть востребованы законодателем в целях совершенствования правового регулирования института общественного контроля.

183-187 148
Аннотация

Цель: предложить способы повышения активности граждан России через институт муниципальных услуг. Методы: методологической основой исследования послужил системный, комплексный подход к анализу института муниципальных услуг. При исследовании поставленной проблемы использовались общефилософский метод, общенаучные методы познания (диалектический, системный, анализа и синтеза, индукции и дедукции), а также частнонаучные методы (сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой, социологический, системно-функциональный, теоретико-прогностический, лингво-юридический методы). В частности, формально-юридический метод применялся при исследовании проблематики правового закрепления статуса административных регламентов; теоретико-прогностический метод - в ходе подготовки рекомендаций по стимулированию активности граждан. Результаты: муниципальные услуги расцениваются автором как способ удовлетворения потребностей населения конкретной территории и как способ взаимодействия местного уровня публичной власти с гражданами. Затронута проблема функционирования электронных муниципалитетов и недостатки в правовом регулировании указанной сферы. Обсуждена проблема недостаточного использования возможностей Интернета в работе органов местного самоуправления по вопросам взаимодействия с гражданами. Автором предложены пути совершенствования Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»1 от 2 июля 2010 г. в части использования Интернета как средства обратной связи между публичной властью и населением определенной территории. Уделено внимание нормативным правовым актам, регулирующим процедуру предоставления муниципальных услуг - административным регламентам органов местного самоуправления. Выявлены наметившиеся трудности в правовом регулировании указанного института, предложены пути решения обозначенной проблемы. Научная новизна: в 2010 г. институт муниципальных услуг подвергся существенной модернизации, появилась необходимость его исследования. В данной работе муниципальные услуги впервые рассматриваются через призму стимулирования гражданской активности населения. Практическая значимость: положения и выводы статьи могут быть использованы в практической деятельности органов местного самоуправления, могут дать толчок к дальнейшему научному исследованию муниципальных услуг с точки зрения стимуляции активности граждан.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

188-196 183
Аннотация

Цель: исследование основных закономерностей функционирования конституционного законодательства Республики Казахстан и Российской Федерации и ее субъектов в системе права и законодательства как институционального явления. Изучение влияние формы государственного устройства на конституционное законодательство государства. Методы: общенаучный диалектический подход к познанию (сравнительно-правовой, теоретико-прогностический и др.) и иные методы (интегральный, институциональный, ситуационный, системно-функциональный и др.) применялись в сочетании с общепризнанными для анализа государственно-правовых явлений требованиями объективности, комплексности, историзма, конкретности и системности. Результаты: на основе сравнительно-правового анализа Конституции России и Казахстана, нормативных правовых актов, регулирующих конституционно-правовые отношения и исследования, взглядов ученых по данной теме рассмотрено влияние формы государственного устройства на конституционное законодательство государства, сделан вывод о значении конституции в формировании конституционного законодательства. Научная новизна: в статье впервые с использованием общедоступных методов исследована роль конституции и конституционного законодательства исследуемых стран в развитии современного российско-казахстанского юридического дискурса. Проанализировано влияние формы государственного устройства на конституционное законодательство, предложено понятие конституционного законодательства. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научно-практической и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о роли конституции и конституционного законодательства в развитии правовой системы и влиянии на них формы государственного устройства.

197-203 170
Аннотация

Цель: рассмотреть конституционно-правовые основы официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов в электронных источниках. Методы: диалектический, формально-логический, структурно-функциональный методы: сравнение, обобщение, анализ, дедукция, аналогия; междисциплинарные методы: статистический, конкретно-социологический; специально-юридические методы: юридико-догматический и сравнительно-правовой. Результаты: обозначены конституционно-правовые основы официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов в электронных источниках; рассмотрены исторические предпосылки к созданию источника официального опубликования нормативных правовых актов муниципальных образований в Российской Федерации; проанализированы научные подходы к определению электронного источника официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов; выдвинуты предложения по механизму создания и функционирования электронного источника официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов в Российской Федерации. Научная новизна: в статье впервые предлагается создать электронный источник первого опубликования текста муниципального нормативного правового акта путем объединения его с электронным источником официального опубликования нормативных актов субъектов Российской Федерации. Практическая значимость: предлагаемые выводы и практические рекомендации статьи могут быть реализованы федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

204-213 215
Аннотация

Цель: исследование правовой категории санкция. Методы: диалектический, системный, логический методы, анализа, синтеза. Результаты: проведено исследование правовой категории «санкция», показано, что санкция может применяться в нормативном или в договорном порядке (предусматриваться гражданско-правовым договором), в значении мер ответственности и защиты. Одним из перспективных направлений ее использования является поощрение - санкции могут устанавливать выгодные для лица правовые последствия за следование предусмотренному нормой права варианту правомерного поведения. В качестве направлений развития отечественного законодательства в части санкций предлагаются следующие направления: сверка соответствия размера и условий применения санкций тяжести совершенных правонарушений; введение ранее не существовавших санкций (например, за спекуляции на продовольственном и валютном рынках); использование поощрительных санкций как средств позитивного правового стимулирования развития экономики. Научная новизна: сделан вывод о природе санкции, доказывается, что санкция - это правовое средство, применение которого дает возможность потерпевшему защитить свои нарушенные (оспариваемые) права, предусмотренные нормативно-правовым актом и (или) договором, и влечет для нарушителя наступление неблагоприятных последствий имущественного и (или) организационного характера. Применению санкций присущи свои особенности. Их применение направлено на пресечение неправомерных действий нарушителя (должника), на стимулирование его к надлежащему выполнению установленных законом или договором обязанностей, часто применение санкций нацелено на компенсацию причиненных кредитору убытков. Особенностью санкций является то, что санкции - необходимый компонент правовой системы. Практическая значимость: полученные результаты могут использоваться для проведения экономических и правовых исследований, касающихся экономики и предпринимательства, в договорной практике; при чтении курсов по дисциплинам «Гражданское право», «Предпринимательское право», «Коммерческое право».

214-220 180
Аннотация

Цель: путем раскрытия правовой природы брака, определения условий его действительности исследовать процедуру заключения брака как основания возникновения личных неимущественных прав супругов. Методы: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный, конкретно-социологический. Результаты: сформулировано авторское определение понятия брака; обоснована необходимость включения в Семейный кодекс Российской Федерации изменений в статьи, посвященные условиям и порядку заключения брака. Научная новизна: в статье автором была предпринята попытка представить концепцию, что личные неимущественные отношения супругов являются основой брака и все иные отношения, возникающие между супругами, являются производными от них. Практическая значимость: выводы и предложения, высказанные в настоящей статье, могут быть использованы: во-первых, в учебном процессе при изучении курса семейного права РФ, во-вторых, при реформе семейного законодательства, в-третьих, в правоприменительной практике.

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

221-227 193
Аннотация

Цель: актуальность темы, недостаточный уровень ее научной разработанности, предопределили цели исследования, которые заключаются в анализе института исполнительного производства, выявлении основных проблем, тенденций развития и путей совершенствования современной системы принудительного исполнения судебных постановлений. Методы: методологическую основу научного исследования составляет общенаучный метод познания в сочетании с отдельными частнонаучными методами: метод использования законов формальной логики, исторический метод, метод сравнительного правоведения, а также системный анализ общетеоретических работ и трудов, исследованных в настоящей работе. Результаты: наметившиеся тенденции в реформировании исполнительного производства в стране нельзя считать в целом удовлетворительными, хотя отдельные инициативы при условии надлежащего исполнения выглядят достаточно уместными. Если не получилось исправить положение с исполнением судебных постановлений в стране на основе только собственного опыта, необходимо обратить внимание на зарубежную практику и обеспечить гражданам право на реальную судебную защиту. Из всех проанализированных в работе подходов к реформированию института принудительного исполнения для российской правовой действительности наиболее предпочтительной видится модернизация существующей несудебной системы принудительного исполнения с помощью гражданских процессуальных средств. Научная новизна: в настоящее время ни в цивилистическом процессе, ни в общей теории права не выработано единого понимания гражданских процессуальных средств повышения эффективности исполнительного производства. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов об эффективности исполнительного производства.

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

228-232 163
Аннотация

Цель: рассмотреть актуальные вопросы, касающиеся приобретения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, физическими и юридическими лицами. Методы: анализа, синтеза, дедукции, индукции, сравнительно-правовой, диалектический. Результаты: анализируется форма торгов при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; исследуется право арендаторов на выкуп земельных участков без проведения торгов; обосновываются предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего проведение торгов при продаже и сдаче в аренду земельных участков. Научная новизна: проведено исследование изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельных законодательных актов Российской Федерации, вступивших в силу с 1 марта 2015 г. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы при дальнейшем совершенствовании земельного законодательства, также в научной деятельности.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

233-239 239
Аннотация

Цель: проанализировать диспозицию ч. 1 ст. 173.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ)1 и примечание к данной статье, выявить их недостатки; рассмотреть проблемы применения на практике ст. 173.1 УК РФ и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства, направленные на повышение эффективности противодействия незаконному образованию юридических лиц. Методы: совокупность общенаучных (индукции, дедукции, анализа и синтеза) и частнонаучных (формально-юридического, сравнительно-правового, социологического, контент-анализа) методов. Результаты: в статье дана оценка редакции ст. 173.1 УК РФ и современного состояния правоприменительной практики по уголовным делам о незаконном образовании (создании, реорганизации) юридического лица; на основе эмпирического материала рассмотрены проблемы, возникающие при квалификации указанных преступлений. Авторы констатируют, что неудовлетворительные результаты борьбы с «фирмами-однодневками» обусловлены несовершенством действующего уголовного законодательства, и приходят к выводу о необходимости декриминализации указанных преступлений с одновременным установлением административной ответственности за такие деяния, а также исключения ст. 173.1 УК РФ либо изменения ее редакции. Научная новизна: заключается в том, что в статье на основе действующих правовых норм, современной научной литературы по теме работы, материалов практики применения ст. 173.1 УК РФ проведено исследование признаков состава незаконного образования (создания, реорганизации) юридического лица, вызывающих наибольшие сложности при квалификации данного преступления, а также сформулированы авторские предложения по совершенствованию законодательства, в частности, примерная редакция статьи КоАП РФ об образовании (создании, реорганизации) «фирмы-однодневки». Практическая значимость: содержащиеся в статье суждения и выводы могут быть использованы в правотворческой деятельности (при разработке проектов законов о внесении изменений и дополнений в уголовное и административное законодательство), правоприменительной практике (при квалификации преступлений в сфере экономической деятельности), научных исследованиях (подготовке диссертаций, монографий, учебных пособий, научных статей), в учебном процессе (преподавании дисциплины «Уголовное право» и спецкурсов).

240-247 352
Аннотация

Цель: определить место домашнего ареста в системе мер пресечения и выявить основные проблемы уголовно-процессуальной регламентации, препятствующие его широкому применению при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства. Методы: диалектический подход к анализу социальных явлений, позволяющий рассмотреть их в статическом и динамическом аспектах, а также эволюционно-синергетическая парадигма, предоставляющая возможность исследовать рассматриваемые явления с учетом системных, субординационных и координационных связей внутри системы. Диалектический подход и эволюционно-синергетическая парадигма определили выбор конкретных методов исследования: исторического, сравнительно-правового (компаративного), формально-юридического, статистического. Результаты: проблемы применения домашнего ареста сгруппированы автором в зависимости от структуры положений ст. 107 Уголовно-процессуального кодекса России. В первую группу отнесены определение места нахождения обвиняемого (подозреваемого) под домашним арестом и объема возлагаемых правоограничений. Во вторую - установление срока домашнего ареста и последующего его продления, либо изменение меры пресечения. В третью - определение круга лиц, к которым применение домашнего ареста будет оптимальной мерой пресечения. По результатам исследования внесены предложения об изменении действующей редакции ст. 107 Уголовно-процессуального кодекса России. Научная новизна: проведено комплексное исследование современного состояния нормативно-правовой регламентации домашнего ареста в контексте его практического применения. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности мер пресечения, связанных с ограничением личной свободы обвиняемого.

248-254 189
Аннотация

Цель: в связи с отсутствием в административном законодательстве Российской Федерации положений о порядке и способах выявления состояния невменяемости физического лица, совершившего административное противоправное деяние, наличествует разнообразие правоприменительных актов судебных органов при разрешении указанных вопросов. В целях последующей систематизации правоприменительных актов судебных органов при разрешении данных вопросов считаем необходимым дать оценку практике применения положений ст. 2.8 «Невменяемость» Кодекса РФ об административных правонарушениях судами в различных субъектах Российской Федерации. Методы исследования: методологическую основу исследования составляет общенаучный диалектический метод познания, автором статьи активно применялись такие методы, как анализ, синтез, описание, объяснение. Результаты исследования: автор осуществил анализ практики применения положений ст. 2.8 «Невменяемость» Кодекса РФ об административных правонарушениях судами Российской Федерации. На основе проведенного анализа им выявлено, что судами используются различные способы установления состояния невменяемости лица - нарушителя норм законодательства об административных правонарушениях. Это обусловлено тем, что судами в основу установления состояния невменяемости при разрешении конкретных дел кладутся разнообразные фактические данные. Указанные фактические данные автор статьи объединил в 4 группы.Дана оценка каждому способу установления состояния невменяемости лица, что позволило сделать вывод о необходимости упорядочивания действий лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, по определению состояния невменяемости правонарушителя и предложить один из возможных вариантов разрешения выявленной проблемы. Научная новизна: в статье впервые проведен анализ практики применения положений ст. 2.8 «Невменяемость» Кодекса РФ об административных правонарушениях и ей дана авторская оценка. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы для обобщении судебной практики на уровне Пленума Верховного Суда РФ, что в последующем позволит обеспечить единство и системность правоприменительных актов в отношении лиц с расстройствами психики в Российской Федерации.

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

255-264 244
Аннотация

Цель: определение сущностных характеристик оперативно-розыскной деятельности (ОРД) по подрыву экономических основ организованных преступных структур (ОПС); формирование дефиниции названного направления деятельности; совершенствование законодательства, регулирующего оперативно-розыскную деятельность по подрыву экономических основ организованных преступных структур. Методы: диалектический, формально-логический, формально-юридический и сравнительный. Результаты: авторами на основе оценки мнений разных ученых, зарубежного и отечественного опыта, а также общепризнанных правил формирования понятийного аппарата исследованы сущностные признаки оперативно-розыскной деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур; рассмотрены вопросы соотношения исследуемого вида деятельности с другими направлениями противодействия организованной преступности. Научная новизна: впервые на научном уровне дано определение оперативно-розыскной деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур, определено ее место в системе правоохранительной деятельности; предложены дополнения в Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», которые позволяют легитимировать оперативно-розыскную деятельность по подрыву экономических основ организованных преступных структур. Практическая значимость: проявляется в устранении пробелов в законодательстве, позволяющем регламентировать оперативно-розыскную деятельность по подрыву экономических основ организованных преступных структур.

265-272 152
Аннотация

Цель: на основе исследования апелляционного порядка проверки судебных решений в российском уголовном процессе и правового анализа данного уголовно-процессуального института отследить 1) систему действий и решений суда при подготовке дела и жалобы к проверке в апелляционной инстанции и проблемы, возникающие у правоприменителя на данном этапе уголовного судопроизводства; 2) разработать ряд предложений направленных на совершенствование данного института. Методы: основу исследования составляют всеобщий диалектический метод познания, метод сравнения, формально-юридический, а также специальные и частноправовые методы исследования. Результаты: на основе анализа действующего законодательства и примеров из практики автор обращает внимание на то, что формулировка закона, согласно которой исследуемая мера пресечения избирается в отношении осужденных «…до вступления приговора в законную силу», приводит к неопределенности в правовом положении осужденных. Более того, не указание в приговоре конкретной даты, до которой установлена данная мера, лишает осужденных возможности поставить на обсуждение суда вопросы законности и обоснованности весьма длительного и практически неконтролируемого содержания под стражей. Автор настаивает на возвращении к порядку обязательного обсуждения этого вопроса при подготовке дела к апелляционной проверке, в судебном заседании, с обеспечением прав заинтересованных лиц. Научная новизна: необходимо отметить, что в российской уголовно-процессуальной доктрине и правоприменении не до конца комплексно учтены изменения процессуальной формы обновленной апелляционной проверки, введенные Федеральным законом № 217-ФЗ от 23.07.20131, явно свидетельствующие об усилении публичных начал апелляционного производства. Поэтому закономерна потребность в проведении дальнейшего комплексного и всестороннего исследования как норм гл. 45.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ)2, так и закономерностей практики текущего их применения. Результаты изучения вопроса должны послужить необходимой методологической базой для разработки рекомендаций по совершенствованию правового регулирования этой формы судебной защиты, средством оптимизации практической стороны обновленного апелляционного производства в уголовном процессе России. Практическая значимость: сформулированные в исследовании теоретические выводы могут и должны быть использованы в научной, законотворческой и практической судебной деятельности в целях формирования оптимальной формы нового апелляционного производства.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

273-279 154
Аннотация

Цель: анализ особых мер и гарантий, закрепленных в положениях ст. 7 Европейской социальной хартии, предоставляющих детям и подросткам защиту от опасности причинения физического и морального ущерба, которому они могут подвергаться в процессе их труда, и их реализации в трудовом праве РФ, в связи с принятием на себя обязательств по ст.7 Хартии. Методы: применен сравнительно-правовой метод исследования. Результаты: проведен сравнительно-правовой анализ реализации мер и гарантий, выраженных в ст. 7 Хартии, обеспечивающих право детям и подросткам на защиту от опасности причинения физического и морального ущерба в процессе осуществления ими трудовой деятельности, в нормах российского трудового права; выявлены степень соответствия норм российского трудового права указанным положениям Хартии и требованиям ЕКСП; предложены необходимые меры по восполнению норм и пробелов в трудовом праве РФ. Научная новизна: в статье впервые проводится комплексное сравнительно-правовое исследование реализации мер и гарантий, воплощенных в ст. 7 Хартии, обеспечивающих право детям и подросткам на защиту от опасности причинения физического и морального ущерба в процессе осуществления трудовой деятельности в нормах российского трудового права; определяется степень их соответствия нормам Хартии, предлагаются практические меры для реформирования законодательства РФ, с целью выполнения Россией принятых на себя по Хартии обязательств. Практическая значимость: меры защиты детей, предложенные автором, могут быть использованы в научной, законотворческой и правоприменительной практике России.

ДИСКУССИИ

280-295 169
Аннотация

Цель: анализ генезиса, динамики, перспектив деструктивных процессов в глобальном сообществе XXI в. Методы: проблема рассматривается в форме нарративного дескрипта (политической философии) с использованием сценарно-психологического подхода, методов герменевтической компаративистики и с учетом специфики анализа сложных самоорганизующихся систем (самоорганизующейся критичности). Результаты: определена закономерность генезиса квазисуверенных территорий как постколониальных «травматических инклюзий», неспособных конструктивно вписаться в глобальный цивилизационный текст; выявлена социокультурная тенденция формирования «культуры смерти» и обозначены связанные с ней стратегические риски. Научная новизна: проанализирован процесс вторичной деконструкции континентальных постимперских массивов как один из источников высоких рисков цивилизации при прохождении постиндустриального барьера; описана вероятность расширения спектра секулярных и постсекулярных деструктивных мировоззренческих альтернатив, которые могут служить стимулом террористической активности. Практическая значимость: положения и выводы статьи применимы в исследовательской и образовательной практике для оценки глобальных рисков цивилизации, понимания генезиса и перспектив актуального мироустройства, а также для разработки методов противостояния негативным тенденциям и процессам, связанным с новыми формами террористической деятельности.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 2782-2923 (Print)