Preview

Russian Journal of Economics and Law

Расширенный поиск

Электронная информационная система учета, хранения и актуализации муниципальных правовых актов: разработка и апробация на территории Красноярского края

https://doi.org/10.21202/1993-047X.12.2018.4.699-719

EDN: RVBAAK

Аннотация

Цель: определение правового статуса электронной информационной системы учета, хранения и актуализации муниципальных нормативных правовых актов, а также распространение опыта разработки и внедрения подобной системы на территории Красноярского края.Методы: общенаучный метод диалектического познания, историко-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический и другие частнонаучные методы познания. Результаты: авторы приходят к выводу о том, что электронная информационная система учета, хранения и актуализации муниципальных нормативных правовых актов (ЭИС) является разновидностью официальных информационных систем и обладает особыми качественными характеристиками. Разработка и внедрение подобных систем в деятельность органов местного самоуправления, по мнению авторов, является перспективным направлением обеспечения открытости муниципальных правовых актов и доступности информации о результатах муниципального нормотворчества. Для иллюстрации авторского подхода приводится функциональное описание электронной информационной системы учета, хранения и актуализации муниципальных нормативных правовых актов «Муниципальные правовые акты Красноярского края». Научная новизна: заключается в развитии теоретических представлений о правовой природе официальных информационных систем и прикладных проблемах их использования в деятельности органов местного самоуправления. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют перейти к реальному воплощению прямой демократии, в том числе включить население в непосредственное принятие решения на уровне местного самоуправления с использованием ЭИС муниципальных правовых актов. С учетом тех функций, которые может выполнять ЭИС (обеспечение доступа граждан к системе правовых актов, их хранение и систематизация, информационное взаимодействие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, предоставление официальных, аутентичных текстов правового акта, организация обсуждения проектов муниципальных правовых актов, формирование открытых данных и другие), представляется необходимым законодательное установление правового режима ЭИС как официальной информационной правовой системы. ЭИС имеет значительные преимущества в сравнении с иными правовыми системами, включая регистр, который ведется Министерством юстиции РФ на сайте«Нормативные правовые акты в Российской Федерации». Дополнительные возможности ЭИС, нацеленные на реализацию положений Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», могут появиться при внесении законодателем изменений в порядок официального опубликования муниципальных правовых актов, предусмотренных ч. 2 ст. 47 Федерального закона«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Практическая значимость: заключается в возможности широкого внедрения разработанной авторским коллективом электронной информационной системы учета, хранения и актуализации муниципальных нормативных правовых актов в деятельность органов местного самоуправления.

Об авторах

И. А. Дамм
Сибирский федеральный университет
Россия


О. В. Роньжина
Сибирский федеральный университет
Россия


Е. А. Акунченко
Сибирский федеральный университет
Россия


А. В. Корхов
Сибирский федеральный университет
Россия


М. А. Волкова
Сибирский федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Актуальные вопросы обеспечения открытости и доступности муниципальных нормативных правовых актов / И. А. Дамм, О. В. Роньжина, Е. А. Акунченко, К. С. Сухарева // Право и политика. 2017. № 8. С. 46-54.

2. Астанин В. В., Роговая А. В. Мониторинг обеспечения и состояния качества нормотворческой деятельности органов местного самоуправления // Мониторинг правоприменения. 2016. № 4. С. 4-13.

3. Талапина Э. В. Антикоррупционный информационный стандарт в государственном управлении: подходы к пониманию // Государство и право. 2011. № 3. С. 5-15.

4. Ильенко И. А. К вопросу о правовом качестве муниципальных правовых актов (опыт Иркутской области) // Вестник Института законодательства и правовой информации им. М. М. Сперанского. 2014. № 1. С. 59-67.

5. Абросимова Д. А. К вопросу о совершенствовании классификатора муниципальных нормативных правовых актов федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 11. С. 45-48.

6. Абросимова Д. А. К вопросу о возможности отказа от бумажных носителей при формировании и ведении региональных регистров муниципальных нормативных правовых актов // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 3. С. 23-26.

7. Бальзамов А. А., Бальзамов А. В., Масленников С. А., Бальзамов А. Ю. Автоматизированная информационная система «Регистр муниципальных правовых актов» // Информационные системы и технологии: перспективы развития: сборник статей / под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017. С. 56-62.

8. Долинская В. В. Источники права и официальные информационные ресурсы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 10. С. 3-10.

9. Иванова А. Ю. Проблемы ведения регистра муниципальных нормативных актов в едином информационном пространстве // Информационное право. 2012. № 4. С. 13-18.

10. Михеев Д. С. Информационная открытость деятельности органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 10. С. 64-68.

11. Михеев Д. С. Об отдельных аспектах в правовом регулировании принципа гласности местного самоуправления // Закон и право. 2013. № 9. С. 35-37.

12. Попов С. О. Ресурс федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сборник статей. Томск: Изд-во Томского университета, 2013. С. 116-117.

13. Попов С. О. Деятельность органов местного самоуправления при ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сборник статей. Томск: Изд-во Томского университета, 2010. С. 123-124.

14. Хышиктуев О. В., Хобраков Д. Ц. О практике ведения региональных регистров муниципальных нормативных правовых актов // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2015. № 4. С. 6-8.

15. Курманов Э. Р. Некоторые проблемы в деятельности по наполнению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2012. № 3. С. 25-28.

16. Фархуллина Н. Н. Актуальные вопросы формирования регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации (на примере Республики Татарстан) // Вестник экономики, права и социологии. 2010. № 2. С. 108-111.

17. Фархуллина Н. Н. Некоторые проблемы ведения регистра муниципальных правовых актов субъекта РФ: опыт решения практических вопросов // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 3. С. 29-33.

18. Амелин Р. В. Правовой режим государственных информационных систем / под ред. С. Е. Чаннова. М.: ГроссМедиа, 2016. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.09.2018).

19. Елистратова В. В. Открытость и доступность органов власти как важнейший фактор обеспечения интересов личности // Взаимодействие институтов власти и общества в сфере защиты прав человека: сборник статей. Саратов: Саратовский источник, 2015. С. 15-17.

20. Лапина М. А., Карпухин Д. В. К вопросу об использовании дефиниций «транспарентность» и «открытость» применительно к институту государственной службы в Российской Федерации // NB: Административное право и практика администрирования. 2015. № 5. С. 17-33.

21. Талапина Э. В. Антикоррупционный информационный стандарт в государственном управлении: подходы к пониманию // Государство и право. 2011. № 3. С. 5-15.

22. Талапина Э. В. Право на информацию в свете теории субъективного публичного права // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 6. С. 70-83.

23. Талапина Э. В. Правовые проблемы государственного управления в условиях информатизации общества // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2011. № 4. С. 175-194.

24. Талапина Э. В. Принцип транспарентности в публичном праве // Государство и право. 2015. № 5. С. 40-47.

25. Астанин В. В. Антикоррупционная экспертиза законодательства в развитии практики и методики // Мониторинг правоприменения. 2016. № 3. С. 4-8.

26. Астанин В. В. Диалектика современного состояния муниципального правотворчества // Российская юстиция. 2016. № 3. С. 14-17.

27. Астанин В. В. Муниципальное правотворчество: вопросы качества и резервы оптимизации // Мониторинг правоприменения. 2015. № 4. С. 4-9.

28. Бахтина М. С. Особенности проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов // Административное и муниципальное право. 2015. № 3. С. 313-320.

29. Волкова О. И. Административно-правовое регулирование антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов актов) в муниципальных образованиях Республики Мордовия // Административное и муниципальное право. 2010. № 6. С. 19-21.

30. Дымберова Э. Д. Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов: состояние и поиск путей совершенствования // Журнал российского права. 2014. № 9. С. 62-68.

31. Кабанов П. А. Антикоррупционный мониторинг в муниципальном образовании: правовое регулирование, организация и проведение // NB: Административное право и практика администрирования. 2013. № 6. С. 44-53.

32. Кабанов П. А. Методика проведения антикоррупционного мониторинга как правовая категория: анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований // Следователь. 2013. № 11. С. 20-23.

33. Кабанов П. А. Правовое регулирование антикоррупционного мониторинга в субъектах Российской Федерации на муниципальном уровне // Мониторинг правоприменения. 2013. № 2. С. 38-43.

34. Кабанов П. А. Правовое регулирование организации и проведения антикоррупционного мониторинга на муниципальном уровне // Административное и муниципальное право. 2013. № 5. С. 444-450.

35. Маслакова Е. А. Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2015. № 4. С. 3-5.

36. Молотков Ю. И. Мониторинг как инструмент управления антикоррупционным процессом на уровне субъекта РФ и муниципального района // Развитие территорий. 2016. № 3-4. С. 41-45.

37. Муртазина Г. М. Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов как мера борьбы с коррупцией // Актуальные проблемы экономики и права. 2010. № 1. С. 155-160.

38. Щепачев В. А. Антикоррупционная экспертиза: муниципальный аспект // Право и политика. 2013. № 1. С. 46-48.

39. Бычкова Е. И. Некоторые аспекты систематизации муниципальных правовых актов // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 7. С. 44-47.

40. Роньжина О. В. Формирование режима открытости и доступности муниципальных правовых актов с учетом их правовой природы: историко-правовой аспект // Мониторинг правоприменения. 2017. № 3. С. 49-54.

41. Систематизация и электронное кодирование функций и полномочий в системе публичного управления / под ред. И. Л. Бачило, М. А. Лапиной. М.: Юстиция, 2016. 208 с.

42. Быкова Л. А. Муниципальные правовые акты в правовой системе Российской Федерации: теоретико-правовой анализ: автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2010. 36 с.


Рецензия

Для цитирования:


Дамм И.А., Роньжина О.В., Акунченко Е.А., Корхов А.В., Волкова М.А. Электронная информационная система учета, хранения и актуализации муниципальных правовых актов: разработка и апробация на территории Красноярского края. Актуальные проблемы экономики и права. 2018;12(4):699-719. https://doi.org/10.21202/1993-047X.12.2018.4.699-719. EDN: RVBAAK

For citation:


Damm I.A., Ron’Zhina O.V., Akunchenko E.A., Korkhov A.V., Volkova M.A. Digital system of registering, storage and actualization of municipal legal acts: elaboration and approbation in the territory of Krasnoyarsk krai. Actual Problems of Economics and Law. 2018;12(4):699-719. (In Russ.) https://doi.org/10.21202/1993-047X.12.2018.4.699-719. EDN: RVBAAK

Просмотров: 224


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 2782-2923 (Print)