Амбивалентные черты идеологии консюмеризма: философский аспект проблемы
https://doi.org/10.21202/2782-2923.2022.4.702-715
EDN: EWRQAB
Аннотация
Цель: исследование идеологии консюмеризма, выявление ее стратегических маневров, анализ последствий их внедрения, сказавшихся на состоянии современного общества и бытии личности.
Методы: логический и структурный анализ, системно-функциональный подход, сравнительный анализ. Материалом для теоретического осмысления проблемы послужили идеи Ж. Бодрийяра и Э. Кассирера.
Результаты: в ходе исследования выявлено, что идеология консюмеризма обращена к мифологическому виду сознания личности, расставляя акценты на таких составляющих, как чудо и миф о счастье, что привлекает внимание индивида. Мощной стратегической силой идеологии консюмеризма как прозрачного управления обществом потребления оказывается реклама, базирующаяся на технологии мифодизайна. Ее составляющими элементами являются миф и образ, которые намеренно конструируются. Реклама сакрализирует раскручиваемые ею объекты, превращая их в фетиши. Они становятся объектом поклонения и вожделения консьюмера. Посредством мифа и образа реклама структурирует психическую реальность, оказывая суггестивное воздействие на индивида как потенциального покупателя рекламируемых объектов. Наиболее ярко прозрачная манипулятивность рекламы проявляется в отношении символического потребления. Она стимулирует покупательскую активность консьюмера посредством массированной атаки знаками и символами, олицетворяющими бренд. Благодаря рекламе бренд сакрализируется, но его смысловая значимость оказывается симулятивной. Зависимость от символического потребления свидетельствует не только о статусности или успешности индивида, но и его несамодостаточности, обусловленной поглощением брендом и производимыми им товарами/услугами.
Научная новизна: заключается в выявлении амбивалентности идеологии консюмеризма, активно эксплуатирующей наряду с рационально-прагматическим мифологический тип сознания личности.
Практическая значимость: заключается в использовании ее результатов для формирования стратегий выхода из кризисного состояния социального, дальнейшего изучения современного состояния общества потребления, идеологии консюмеризма, рекламы и технологии мифодизайна, а также прогнозирования алгоритмов действий личности и возможности коррекции ее мировидения.
Об авторе
Е. Л. ЯковлеваРоссия
Яковлева Елена Людвиговна, доктор философских наук, кандидат культурологии, доцент, заведующий кафедрой философии и социально-политических дисциплин
Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/U-4147-2017
eLIBRARY ID: SPIN-код: 3784-8642, AuthorID: 623628
г. Казань
Список литературы
1. Жижек С. Возвышенный Объект Идеологии. Москва: Художественный журнал, 1999. 234 с.
2. Николаева Е. М., Ившина О. Я. Политический консюмеризм, или «пустая» объективация // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. Т. 151, No 1. С. 51–57. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11769229 (дата обращения: 07.10.2022).
3. Лисовская И. В. Утверждение консюмеризма на советском и постсоветском пространстве // Философия и социальные науки. 2015. No 2. С. 20–25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47494243 (дата обращения: 10.10.2022).
4. Напсо М. Д. Социальный нарциссизм Ж. Липовецки и общество потребления // Философская мысль. 2016. No 8. С. 75–81. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26600428 (дата обращения: 10.10.2022).
5. Ильин А. Н. Информация, направленная против самой себя: как инфраструктура потребления поглощает антипотребительский дискурс // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Науки о человеке, обществе и культуре. 2017. Т. 2, No 1–2 (29). С. 50–58.
6. Ильин А. Н. Принцип перманентности в обществе потребления // Вестник Московского государственного университета. Серия 18. Социология и политология. 2017. No 3. С. 95–115. URL: https://vestnik.socio.msu.ru/jour/article/view/291/245 (дата обращения: 10.10.2022).
7. Сергодеева Е. А., Монастырская Н. И. Индивидуализация vs массовизация: парадоксы современного общества // Общество: философия, история, культура. 2017. No 8. С. 22–25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29870492 (дата обращения: 10.10.2022).
8. Потребление как атрибут современной цивилизации: история и новые тренды / Э. Д. Коркиа, А. К. Мамедов, Е. А. Макарова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. No 7. С. 34–39.
9. Зверева Е. А. Роль масс-медиа в распространении консюмеризма как идеологии постмодерна // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14, No 5. С. 321–328. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17440876 (дата обращения: 07.10.2022).
10. Веблен Т. Теория праздного класса. Москва: Прогресс, 1984. 367 с.
11. Седых В. С., Макарова Т. Л. Классификация гармоничных гедонистических образов в рекламных кампаниях современных брендов // Костюмология. 2019. No 1. URL: https://kostumologiya.ru/PDF/13IVKL119.pdf (дата обращения: 10.10.2022).
12. Калабекова С. В., Гочияев А. А. Современная реклама в жизни общества консюмеризма // Миссия конфессий. Философия, социология: актуальность и инновации. 2021. No 4. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46690079 (дата обращения: 10.10.2022).
13. Derber С. Sociopathic society. A People’s Sociology of the United States. London: Paradigm Publishers, 2013. 322 р.
14. Azevedo А. Recognizing consumerism as an “illness of an empty soul”: A catholic morality perspective // Psychology and Marketing. 2020. Vol. 37, No 1. https://doi.org/10.1002/mar.21267
15. Губанова А. С. Ценностные основания визуальности в обществе риска // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия, психология, педагогика. 2016. Т. 16, No 4. С. 431–434. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28357929 (дата обращения: 10.10.2022).
16. Новак М. В. Культурно-семиотический анализ идеологем общества потребления // Современный дискурс-анализ. 2012. No 2 (7). С. 53–60. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29002973 (дата обращения: 10.10.2022).
17. Овруцкий А. В. Морфология антиконсюмеристских движений: источники, направления практики // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14, No 5. С. 89–98. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17440845 (дата обращения: 07.10.2022).
18. Василовская Е. А. Антиконсюмеристские модели в истории философии и религии: сравнительный анализ // Вестник Томского государственного университета. 2015. No 399. С. 5–9. https://doi.org/10.17223/15617793/399/1
19. Троцук И. В., Давыденкова Е. С. Феномен этического консьюмеризма: специфика социологической интерпретации и особенности современного бытования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2015. No 1. С. 65–81. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-eticheskogo-konsyumerizma-spetsifika-sotsiologicheskoy-interpretatsii-i-osobennosti-sovremennogo-bytovaniya (дата обращения: 07.10.2022).
20. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Москва: АСТ, 2020. 320 с.
21. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2. Москва – Санкт-Петербург: Университетская книга, 2002. 280 с. 22. Альтюссер Л. Идеология и идеологические аппараты государства (заметки для исследования) // НЗ. 2011. No 3 (77).
22. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2011/3/al3.html (дата обращения: 07.10.2022).
23. Розанов В. Цель человеческой жизни. URL: https://legitimist.ru/lib/philosophy/v_rozanov_cel_chelovecheskoj_zhizni.pdf (дата обращения: 07.10.2022).
24. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. Москва: Интрада, 1996. 256 с.
25. Ульяновский А. В. Мифодизайн в рекламе. Санкт-Петербург: Филологический фак-т СПбГУ, 2011. 168 с.
26. Лебон Г. Психология масс. Санкт-Петербург: Питер, 2016. 221 с.
27. Маркузе Г. Одномерный человек. Москва: АСТ, 2009. 331 с.
28. Бодрийяр Ж. Система вещей. Москва: Рудомино, 1999. 224 с.
29. Леви-Строс. К. Первобытное мышление. Москва: Республика, 1994. 384 с. URL: http://nozdr.ru/data/media/biblio/edu/ped/Леви-Строс%20К.%20-%20Первобытное%20мышление.pdf (дата обращения: 07.10.2022).
30. Фромм Э. Иметь или быть? Москва: АСТ: Астрель, 2011. 314 с.
31. Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Миф – Число – Сущность. Москва: Мысль, 1994. С. 5–217.
32. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. Москва: Постум, 2016. 240 с.
33. Бодрийяр Ж. Соблазн. Москва: Ad Marginem, 2000. 319 с.
34. Грааф де Дж., Ванн Д., Нейлор Т.Х. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру. Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005. URL: https://kartaslov.ru/книги/Джон_Де_Грааф_Потреблятство_Болезнь_угрожающая_миру/3 (дата обращения: 07.10.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Яковлева Е.Л. Амбивалентные черты идеологии консюмеризма: философский аспект проблемы. Russian Journal of Economics and Law. 2022;16(4):702-715. https://doi.org/10.21202/2782-2923.2022.4.702-715. EDN: EWRQAB
For citation:
Iakovleva E.L. Ambivalent features of consumerism ideology: philosophical aspect. Russian Journal of Economics and Law. 2022;16(4):702-715. (In Russ.) https://doi.org/10.21202/2782-2923.2022.4.702-715. EDN: EWRQAB