Парадигмы корпоративного роста: методологические основания
https://doi.org/10.21202/1993-047X.13.2019.1.913-922
EDN: SSNKYJ
Аннотация
Цель: определение парадигм корпоративного роста и выявление их методологических оснований, служащих основой для объединения теорий, концепций и моделей роста фирмы в парадигмы.Методы: методы исследования развития научного знания, разработанные в рамках постнеопозитивистского направления методологии науки, методология парадигм Т. Куна, научных исследовательских программ И. Лакатоса, эволюции научного знания С. Тулмина, «методологического анархизма» П. Фейерабенда, методы различения простых и сложных, механических и органических систем, принципы самоорганизации и синергетики.Результаты: доказана эффективность использования общенаучной методологии парадигм для анализа тенденций исследования причин и закономерностей корпоративного роста. Определены три ключевые парадигмы корпоративного роста: каузальная парадигма, парадигма результатов роста и процессная парадигма. Показано, что основанием отнесения конкретной теории роста к той или иной парадигме являются разделяемые ею базисные общетеоретические и методологические принципы, специфические для каждой из парадигм. Выявлены тенденции развития парадигм роста и определено, что в настоящее время идет формирование новой, интеграционной парадигмы роста, в состав которой входят теории и теоретические модели, исследующие процессы интеграции компаний.Научная новизна: в статье впервые в практике исследования корпоративного роста применена методология анализа развития научного знания как конкуренции парадигм, выявлена структура парадигм роста и сформулирована тенденция становления новой парадигмы корпоративного роста - интеграционной. Практическая значимость: основные положения и выводы могут использоваться для анализа тенденций изменения и роста конкретных организаций и прогнозирования направлений их развития, а также в практике управленческого консалтинга.
Об авторах
А. Т. ЗубРоссия
С. С. Кузьмин
Россия
Список литературы
1. Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2015. 320 с.
2. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум, 1995. 236 с.
3. Тулмин С. Концептуальные революции в науке // Структура и развитие науки. М.: Прогресс, 1978.
4. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986. 543 с.
5. Поланьи К. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2013. 200 с.
6. Глазьев С. Ю. О новой парадигме в экономической науке // Государственное управление. Электронный вестник. 2016. № 56, июнь. С. 5-39.
7. Гранди Т. Рост бизнеса. М.: Эксмо, 2007. 288 с.
8. Чаран Р. Рост ради прибыли. М.: Вильямс, 2006. 215 с.
9. Couto V., Plansky J., Gaglar D. Fit for Growth: A Guide to Strategic Cost Cutting, Restructuring, and Renewal. Hoboken: Wiley, 2017. 288 p.
10. Gil E. High growth handbook. San Francisco: Stripe Press, 2018. 344 p.
11. McKelvie A., Wiklund J. Advancing Firm Growth Research: A Focus on Growth Mode Instead of Growth Rate // Entrepreneurship theory and practice. 2010. Vol. 34, № 2. Pp. 261-288. DOI: 10.1111/j.1540-6520.2010.00375.x
12. Slowinski G. Reinventing corporate growth. Gladstone: Alliance management group, 2016.
13. Shepherd D., Wiklund J. Are we comparing apples with apples or apples with oranges? Appropriateness of knowledge accumulation across growth studies // Entrepreneurship Theory and Practice. 2009. Vol. 33, № 1. Pp. 105-123. DOI: 10.1111/j.1540-6520.2008.00282.x
14. Macpherson A., Holt R. Knowledge, learning and small firm growth: A systematic review of the evidence // Research Policy. 2007. Vol. 36, № 2. Pp. 172-192. DOI: 10.1016/j.respol.2006.10.001
15. Coad A. Firm growth: A survey // Papers on economics and evolution. № 0703 2007. Max Planck Institute of Economics, Evolutionary economics group, Jena, 2007. 72 p.
16. Морган Г. Образы организации. Стокгольмская школа экономики. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. 504 с.
17. Gilbert B., McDougall P., Audretsch D. New venture growth: A review and extension // Journal of Management. 2006. Vol. 32, № 6. Рp. 926-950. DOI: 10.1177/0149206306293860
18. Каплан Р., Нортон Д. Стратегическое единство. Создание синергии организации с помощью сбалансированной системы показателей. М.: Вильмс, 2006. 371 с.
19. Jawahar I., McLaughlin G. Toward a descriptive stakeholder theory: an organizational life cycle approach // Academy of management Review. 2001. Vol. 26, No. 3. Pp. 397-414. DOI: 10.5465/amr.2001.4845803
20. Грейнер Л. Эволюция и революция в процессе роста организаций // Управление изменениями. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2010. С. 192-209.
21. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Питер, 2000.
22. Bolden D. Powell J. Labcorp: The DNA of a Corporation. Вoston: Chapel Hill, 2017. 160 с.
23. David G., Neilson G. Organizational to Executive: It’s in the DNA // Ivey Business Journal. 2006. Vol. 11, № 2. Pp. 1-16.
24. Thomas S. Jumpstart Your Service Revolution: Transform Your Company's DNA and Thrive in an Age of Disruption / Organizational DNA: Diagnosing your organization for increased Effectiveness / ed. by L. Harold and R. Silverman. Palo Alto: Davies Black publishing, 2018. Pp. 101-123.
25. Garnsey E., Stam E., Heffernan P. New firm growth: exploring processes and paths // Industry and Innovation. 2006. Vol. 13. № 1. Pp. 1-20. DOI: 10.1080/13662710500513367
26. Зуб А. Т. Управление изменениями. М.: Юрайт, 2017. 284 с.
Рецензия
Для цитирования:
Зуб А.Т., Кузьмин С.С. Парадигмы корпоративного роста: методологические основания. Актуальные проблемы экономики и права. 2019;13(1):913-922. https://doi.org/10.21202/1993-047X.13.2019.1.913-922. EDN: SSNKYJ
For citation:
Zub A.T., Kuzmin S.S. Paradigms of corporate growth: methodological foundations. Actual Problems of Economics and Law. 2019;13(1):913-922. (In Russ.) https://doi.org/10.21202/1993-047X.13.2019.1.913-922. EDN: SSNKYJ