Preview

Russian Journal of Economics and Law

Расширенный поиск
Том 14, № 1 (2020)

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

5-21 344
Аннотация

Цель: исследование основных проблем институционально-правового характера, препятствующих эффективной реализации мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также формулирование на основе полученных результатов основных направлений изменения законодательства в данной сфере.Методы: анализ, синтез, системный подход, формально-юридический.Результаты: автором раскрыты основные механизмы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, закрепленные в настоящее время в законодательстве. На основе анализа текущих тенденций в развитии малого и среднего предпринимательства сформулированы ключевые проблемы институционально-правового характера, препятствующие эффективной реализации мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В числе ключевых проблем обозначены антимонопольное регулирование, доступ субъектов малого и среднего бизнеса к системе государственных закупок, а также вопросы налогообложения. На основе полученных результатов, внесены конкретные предложения по изменению действующего законодательства в данной сфере.Научная новизна: на основе выявленных основных проблем институционально-правового характера, препятствующих эффективной реализации мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, сформулированы основные направления по изменению регулирующего воздействия на предпринимательские отношения. Предложены и обоснованы конкретные формулировки, которые необходимо внести в действующие нормативные правовые акты с целью улучшения инвестиционного климата и успешной реализации мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.Практическая значимость: полученные в рамках работы результаты могут стать основой для разработки нормативных правовых актов, направленных на внесение изменений в действующее законодательство и способствующих решению наиболее значимых проблем в сфере поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

22-39 563
Аннотация

Цель: разработка концепции и методических подходов установления объективного банкротства на основе финансово-экономического инструментария.Методы: в исследовании применялись общенаучные методы познания, в том числе системный подход, анализ и синтез, логический и сравнительный анализ, метод группировки и обобщения, экспертный анализ, методы научной классификации, табличные приемы визуализации данных.Результаты: необходимость изменения концепции определения несостоятельности за счет введения термина«объективное банкротство» обусловлена потребностью в пересмотре подходов к ее оценке, а также важностью для экономики страны определения реальных организаций-банкротов, неоднозначностью существующих в мире теоретико-методических подходов к анализу проблемных компаний. Для достижения цели исследования в работе выявлены различия между традиционным пониманием признаков банкротства и современной трактовкой объективного банкротства; предложена классификация признаков и причин объективного банкротства; разработаны принципы и методические подходы к использованию финансово-экономического инструментария для доказательства наступления объективного банкротства; предложен общий алгоритм обоснования даты наступления объективного банкротства; выявлены особенности привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности при объективном банкротстве.Научная новизна: в статье впервые подробно раскрыт финансово-экономический инструментарий установления объективного банкротства: определены составляющие экспресс-анализа, основанного на выявлении признаков, вытекающих непосредственно из определения объективного банкротства, и углубленного (расширенного) анализа, раскрывающего финансово-экономические, организационные, управленческие, инвестиционные причины его наступления; выделены агрегированные блоки факторов для выявления признаков объективного банкротства; предложен алгоритм установления момента наступления несостоятельности и уточнения величины субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, который предполагает уход от чисто бухгалтерского подхода, комплексный учет реальных условий деятельности должника, размера его обязательств и рыночной стоимости имущества. Практическая значимость: основные положения и выводы научной работы могут быть использованы: а) в научной деятельности для дальнейшего развития финансово-экономического инструментария определения объективного банкротства компаний; б) в правоприменительной практике при рассмотрении вопросов о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности при банкротстве; в) Национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих при разработке Федерального стандарта либо методических рекомендаций по проведению финансового анализа компаний-должников арбитражными управляющими.

40-56 249
Аннотация

Цель: выявление ключевых тенденций развития бюджетов региональных центров в период 2011-2018 гг. на примереСеверо-Западного федерального округа в сравнении с общероссийскими тенденциями.Методы: системный подход, метод сравнения, горизонтальный и вертикальный анализ финансовых коэффициентов, синтез.Результаты: территориальное развитие играет ключевую роль в обеспечении устойчивого развития страны, улучшения социально-экономических показателей. Однако представить его невозможно без наличия соответствующей ресурсной базы органов власти, необходимой для реализации стратегических задач развития территорий. Сложившаяся система межбюджетных отношений привела к значительному сокращению собственных доходов территорий и сокращению их бюджетных возможностей. В статье выявлены ключевые тенденции и определены современные закономерности развития бюджетных систем региональных центров Северо-Западного федерального округа за 2011-2018 гг. Определена смена с 2014 г. тренда соотношения собственных доходов и безвозмездной финансовой помощи. На основании данных официальной статистики обосновано, что ключевой причиной изменения структуры доходов бюджетов региональных центров является сокращение поступлений от бюджетообразующего налога на доходы физических лиц вследствие законодательных корректировок механизма перераспределения нормативов отчислений от налога между уровнями бюджетной системы. Выявлен рост уровня долговой нагрузки региональных центров Северо-Западного федерального округа с 33 до 52 % собственных доходов. Показано усиление бюджетного риска сокращения финансирования социальной сферы и экономики города вследствие роста расходов на обслуживание муниципального долга, который в региональных центрах Северо-Западного федерального округа за 2011-2018 гг. увеличился в 14 раз при среднероссийском росте в 4 раза. Выявлено наращивание темпов централизации бюджетных расходов, которое проявилось в восьмикратном увеличении делегированных с вышестоящих уровней полномочий в бюджеты региональных центров СЗФО за период 2011-2018 гг.Научная новизна: определены и обоснованы современные закономерности развития бюджетных систем региональных центров России и Северо-Западного федерального округа, в частности за 2011-2018 гг.Практическая значимость: материалы статьи могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений в процессе обучения, а научными сотрудниками - в качестве исследовательской базы. Также результаты исследования могут быть учтены при реализации бюджетного процесса на муниципальном уровне.

57-66 309
Аннотация

Цель: исследование закономерностей и особенностей российского рынка модного контрафакта на современном этапе.Методы: диалектический подход, системный подход, анализ, синтез, метод сравнительного анализа.Результаты: определены основные виды контрафактных товаров на рынке моды, которые отличаются по качеству и стоимости и, как следствие, по присутствию в различных сегментах модной индустрии. Отмечается размытие границ между контрафактной и оригинальной продукцией, которыми пользуются производители подделок для их реализации потребителям. Установлено, что каналы распространения контрафактной продукции многочисленны и дифференцируются в зависимости от вида контрафакта, а самым мощным каналом в настоящее время является сеть Интернет. Среди наиболее значимых факторов, влияющих на распространение контрафактной продукции на рынке модных товаров, выявлены: развитие онлайн-торговли, поведение российских потребителей, интеграционные процессы. Противодействие контрафакции должно базироваться на совершенствовании мер таможенной защиты объектов интеллектуальной собственности в условиях интеграции и на формировании антиконтрафактной культуры российских потребителей. Научная новизна: представлено исследование рынка контрафактных товаров в индустрии моды, выявлены причины и факторы, способствующие производству и распространению контрафакта в данном секторе экономики, что будет содействовать разработке адекватных антиконтрафактных мер борьбы.Практическая значимость: результаты исследования могут служить основой для актуализации и разработки антиконтрафактных мер, адекватных современным условиям.

АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

67-78 250
Аннотация

Цель: изучение влияния широкополосного Интернета на экономический рост регионов России.Методы: эконометрическое моделирование с использованием производственной функции Кобба - Дугласа и модели экономического роста Р. Солоу, сопоставительный анализ (бенчмаркинг).Результаты: широкополосный Интернет стимулирует и ускоряет процесс цифровой трансформации, способствует формированию экономических связей. Между тем методики оценки влияния широкополосного Интернета на экономику находятся в стадии совершенствования. В данной статье с помощью модели экономического роста Р. Солоу выявлено и доказано наличие положительного влияния широкополосного Интернета на валовый региональный продукт регионов РФ за период 2010-2016 гг.; построен рейтинг регионов России по уровню эффективности использования факторов производства, перечень которых включает, помимо традиционных, показатели развития цифровой инфраструктуры, а также выявлены лидеры этого рейтинга, направления лучших практик, характерных для этих регионов России. Научная новизна: предложена новая методика бенчмаркинга регионов России по эффективности использования факторов производства и их вклада в экономический рост, основанная на результатах эконометрического моделирования. Практическая значимость: полученные результаты позволили обосновать необходимость совершенствования и ускорения развития системы широкополосного Интернета как одного из показателей, обеспечивающих развитие региональных экономических систем РФ, и таким образом сформировать направления политики внедрения цифровой экономики (цифровой трансформации) в регионах РФ.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

79-91 749
Аннотация

Цель: проведение критического анализа существующих дефиниций искусственного интеллекта и разработка авторского варианта рассматриваемого понятия.Методы: методологическую основу исследования составляет совокупность методов научного познания, в том числе абстрактно-логический, сравнения и корреляционного анализа.Результаты: выявлены основные закономерности принятия решений искусственным интеллектом, определен механизм восприятия им обстоятельств объективной реальности, подтверждена принципиальная способность кибернетического образования соотносить свое поведение с социально приемлемыми процессами. Высказано предположение, что существует множество способов описания искусственного интеллекта: посредством указания на механизм действия, основных принципов работы, спектра решаемых задач и т. д., и т. п. Однако наиболее убедительна и последовательна позиция тех исследователей, которые склонны к описанию феномена искусственного интеллекта посредством обозначения его свойств и характеристик. Авторы статьи констатируют, что в современной правовой доктрине отсутствует определение «искусственный интеллект». В результате комплексного анализа различных источников научной информации, в системном единстве с собственными суждениями предложено ввести в научный оборот авторский вариант понятия «искусственный интеллект».Научная новизна: в работе приведена оценка имеющихся в научной литературе и нормативно-правовой базе определений понятия «искусственный интеллект» с высказыванием авторский позиции об их относимости, всесторонности и актуальности, а также предпринята попытка с учетом всех значимых свойств искусственного интеллекта сформулировать его определение.Практическая значимость: обусловлена отсутствием в настоящее время возможности применения к отношениям с участием искусственного интеллекта правовых норм и правил, учитывающих их специфику. Основные положения и выводы исследования могут быть использованы для совершенствования механизмов правового регулирования искусственного интеллекта в Российской Федерации.

92-104 274
Аннотация

Цель: совершенствование правового регулирования материального стимулирования антикоррупционного доносительства в Российской Федерации как эффективного инструмента противодействия соответствующему негативному социальному явлению.Методы: методологической основой проведенного исследования являются диалектический метод познания и основанные на нем общенаучные (исторические, логические, системные) и частнонаучные методы (группировка, анализ, синтез, сравнение, интерпретация и др.).Результаты: на основе сравнительно-правового исследования ведомственных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы материального стимулирования антикоррупционного доносительства в России, автором описывается состояние правового регулирования этого института противодействия коррупции: основания и специфика; субъекты и объекты поощрения за антикоррупционное доносительство; особенности применения единовременных поощрений за него. На основе проведенного исследования можно утверждать, что правовое регулирование стимулирования антикоррупционного доносительства имеет ряд существенных противоречий, которые нуждаются в согласовании и устранении. Представляется, что необходима выработка единого подхода к такому регулированию, систематизация нормативных правовых актов, а при осуществлении единовременного материального стимулирования антикоррупционного доносительства - дифференциация и индивидуализация в соответствии с принципом соразмерности.Научная новизна: впервые в российской юридической науке описывается институт антикоррупционного доносительства как формы одобряемого антикоррупционного поведения и самостоятельного института противодействия коррупции, а также предлагаются меры по совершенствованию его правового регулирования.Практическая значимость: предложено совершенствование норм, регулирующих применение института антикоррупционного доносительства в целях более эффективного противодействия коррупции в современном российском обществе.

ПЕРЕВОДНЫЕ СТАТЬИ

105-141 1871
Аннотация

Цель: изучение проблемы порнографических дипфейков - сфальсифицированных фотографий и видероликов с наложением изображений лиц людей, не участвовавших в их съемке, и внесение предложений по ее решению. Методы: наблюдение, изучение документов, сравнение, анализ, синтез.Результаты: предлагается на уровне федерального уголовного законодательства Соединенных Штатов Америки решение общенациональной проблемы порнографических дипфейков, поскольку ни один федеральный закон или закон штата в настоящее время не предусматривает ответственности за их создание или распространение. Научная новизна: впервые рассматривается правовой аспект порнографических дипфейков как феномена современной цифровизации и использования новых методов создания вредоносной для человека виртуальной реальности. Практическая значимость: предлагается новый федеральный уголовный закон, регулирующий создание и распространение порнографических дипфейков. В этом законе сочетаются компоненты законов ENOUGH и MDFPA и добавлены другие необходимые компоненты с целью поставить заслон порнографическим дипфейкам и защитить их жертвы. Приводятся текст и анализ предлагаемого закона. Результаты исследования могут быть востребованы для учета в последующих научных работах, при совершенствовании законодательства и в правоприменительной деятельности не только Соединенных Штатов Америки, но также Российской Федерации и других стран.

142-164 462
Аннотация

Цель: исследование ситуации, когда защита свободы слова ограничивает возможности правительства по защите от фейковых новостей политического дискурса как необходимого для демократического государства процесса, и выработка мер государственного регулирования журналистской деятельности, которые бы позволили гражданам гарантированно получать точную информацию от законных средств массовой информации.Методы: наблюдение, изучение документов, сравнение, анализ и синтез.Результаты: на основе проведенного исследования внесено предложение об обязательном лицензировании профессиональных журналистов, поскольку проблема фейковых новостей несет в себе целый ряд угроз демократии США, подрывая возможность для граждан полагаться на источники информации и их способность формировать осознанное мнение и принимать рациональные решения. Информированная общественность, как и сильная пресса, чрезвычайно важны для демократического самоуправления. Фейковые новости угрожают демократии, делая граждан уязвимыми перед манипуляциями, которые могут заставить их голосовать против своих интересов, принимать необоснованные убеждения или утратить доверие к законным СМИ.Научная новизна: сформулировано понимание фейковых новостей как опасного для демократического государства феномена, и рассмотрены вопросы минимизации его негативных эффектов.Практическая значимость: предложение о лицензировании профессиональных журналистов по тем же принципам, что и работников других профессий, является одним из возможных способов достижения равновесия между защитой ораторов и слушателей. Это оправдано особым доступом к информации, который имеют журналисты. Аналогично тому, как к специализированной юридической информации имеют доступ только юристы, к медицинской - врачи.

ДИСКУССИИ

165-173 283
Аннотация

Цель: оценка авторского видения проблемы дезинформации через средства массовой информации, приведшая к юридическому спору относительно конституционных прав человека и защиты общества от фейковых новостей. Методы: диалектический метод и системный подход, общенаучные методы аналитической проработки произведения (анализ и синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование и др.), формально-юридический.Результаты: на основе всестороннего рассмотрения рецензируемой статьи сделаны обоснованные выводы о выявленной в Соединенных Штатах Америки коллизии между правом на распространение информации и правом на получение качественной и достоверной информации, которая в настоящее время удовлетворительно решена быть не может ввиду политизированности проблемы и относительными неконкретностью и декларативностью американской Конституции. Автор сопоставляет ситуацию по данной проблеме в России и других странах, приглашая исследователей к дальнейшему корректному научному диалогу.Научная новизна: комментарий к статье Д. Манзи может быть полезен для формирования обобщенного видения проблемы фейковых новостей и тех последствий, которые она имеет для правоприменительной деятельности. Практическая значимость: формализация юридического спора между конституционными правами человека и защитой общества от фейковых новостей может дать возможность более детально сформировать политику России в отношении рисков, которые несут в себе фейковые новости, и гипертрофированной озабоченности правами человека.

174-185 222
Аннотация

Цель: демонстрация применения эвристического метода исследования окрестностей к проблеме определения размера партии.Методы: эвристический метод исследования окрестностей.Результаты: проблема определения размера партии является задачей, для которой не существует известного полиномиального алгоритма, таким образом, время нахождения решения растет с размером задачи. В статье раскрыты основные методы определения размера партии, размера партии с учетом возврата продукции, описаны методы, используемые другими исследователями, и приведены аргументы для использования эвристического метода исследования окрестностей. Принцип работы метода представлен на практическом примере.Научная новизна: метод позволяет значительно сократить временные затраты при решении задачи определения размера партии.Практическая значимость: метод может быть применен для решения задачи определения размера партий в различных отраслях, в том числе целлюлозно-бумажной промышленности, производстве потребительских товаров, тяжелой промышленности.

186-200 256
Аннотация

Цель: формулирование концептуальных основ модели нормального (справедливого) государства и обоснование возможности и необходимости их конституционного закрепления.Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений определил следующие методы исследования: анализ, синтез, моделирование, прогнозирование, сравнение, формально-юридический, сравнительно-правовой. Результаты: сформулированы концептуальные основы модели нормального (справедливого) государства, предполагающей создание совокупности политических, экономических, социальных, правовых и иных условий, необходимых для обеспечения благоприятной жизни многонационального народа Российской Федерации. С этой целью определены и конкретизированы принципы нормального (справедливого) государства. Обращено внимание на то, что для формирования окончательного, выверенного, практически пригодного варианта инициируемой модели требуются коллективные усилия (уточнения, дополнения) ученых различных отраслей научного знания. В целях практической реализации концептуальных основ модели нормального (справедливого) государства предложено дополнить Конституцию Российской Федерации статьей 80.1 и закрепить в ней наиболее значимые положения, определяющие основные параметры и векторы внутренней и внешней политики современной России.Научная новизна: впервые в социогуманитарном знании разработана модель нормального (справедливого) государства, концептуализированная в принципах первичности общественно полезного (производительного) труда, справедливой оплаты труда, обоснованности государственных (муниципальных) расходов, оптимизации структуры и численности государственного (муниципального) аппарата, справедливого распределения доходов от использования природных ресурсов, иных нетрудовых преимуществ и монопольного положения, обоснованности ценообразования в монополиях и государственных организациях, ограничения экспорта непереработанного сырья, деофшоризации российской экономики и др.Практическая значимость: конституционное закрепление концептуальных основ модели нормального (справедливого) государства и их последовательная реализация позволят обеспечить достижение цели моделируемого государства.

ОТЗЫВЫ И РЕЦЕНЗИИ

201-208 290
Аннотация

Цель: проведение развернутого и полного анализа монографии И. Р. Бегишева и И. И. Бикеева, которая посвящена исследованию широкого спектра вопросов, связанных с ответственностью за преступления в сфере обращения цифровой информации.Методы: методологическую основу исследования составляет совокупность традиционных для правовых работ общенаучных и частнонаучных методов познания.Результаты: произведен анализ основных положений и выводов, изложенных в рецензируемой монографии, касающихся юридической природы преступлений в сфере обращения цифровой информации и регламентации уголовной ответственности за их совершение, а также предложений авторов. В частности, сформулированы базовые для различных отраслей знания определения понятий цифровой информации, преступлений в сфере обращения цифровой информации и других терминов, рассмотрены проблемы «безопасной компьютерной атаки», разработаны вытекающие из авторского понимания феномена преступлений в сфере обращения цифровой информации предложения по совершенствованию ст. 137, 138, 141, 159.6, 183, 226.1, 272, 273, 274, 274.1 УК РФ, дополнению УК РФ ст. 272.1«Приобретение или сбыт охраняемой законом цифровой информации, заведомо добытой преступным путем» и ст. 273.1 «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для нарушения систем защиты цифровой информации».Научная новизна: дана оценка теоретическим и прикладным аспектам противодействия преступлениям в сфере обращения цифровой информации. Сделан вывод о том, что монография вносит существенный вклад в развитие российской юридической доктрины о правовом регулировании ответственности за совершение общественно опасных деяний в сфере обращения цифровой информации.Практическая значимость: рецензентом сделан вывод о том, что монографическое исследование И. Р. Бегишева, И. И. Бикеева имеет практико-ориентированный характер, а также может послужить импульсом для новой научной дискуссии по обозначенным в работе проблемам.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 2782-2923 (Print)