Preview

Russian Journal of Economics and Law

Расширенный поиск
Том 16, № 1 (2022)
Скачать выпуск PDF

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ 

5-25 95
Аннотация

Цель: изучение отношений пары секторов общественной системы в тетраде Г. Б. Клейнера, государства и социума, в разных ситуациях. Подтверждение гипотезы о различии в запросах социума и реакции государства на изменение окружающей среды, включая нынешний кризис; исследование факторов и возможных путей к сбалансированности взаимодействий пары секторов.

Методы: трилемма Дж. М. Кейнса исследована в приложении к внутренней политике государства с позиций системной экономической парадигмы, развиваемой в ЦЭМИ РАН под руководством Г. Б. Клейнера.

Результаты: при помощи модели тетрады идентифицированы условия для сбалансированных взаимодействий между государством и социумом в интерпретации трилеммы Кейнса с позиций благосостояния, свобод, справедливости. На основе пространственно-временного анализа подтверждена гипотеза Кейнса о несовместимости этих целей в политике государства одновременно. Значимость адаптивной политики растет в период нестабильности, когда структура запросов людей меняется: потребность в свободе становится менее актуальной, чем запрос на защиту и качество жизни.

Научная новизна: на основе представления о циклическом характере взаимодействия государства и общества в ходе общественного развития установлены закономерности спорадического возникновения и воспроизводства угроз обществу в случае отсутствия реактивного реагирования на изменения в запросах агентов при обмене ресурсами в макросистеме. К ключевым факторам отнесены имманентные базовые условия и основы человеческого существования, являющиеся первопричиной подвижного баланса в динамике отношений (баланса ожиданий общества и государственной политики) в зависимости от того, как эти потребности удовлетворяются. Подтверждена эмпирически гипотеза о тесной связи этих движущих факторов с критическими признаками общественных отношений в существующей модели экономики РФ и других стран. Расширение познания связи между структурно-функциональными характеристиками макросистемы вносит вклад в решение центральной задачи системных исследований.

Практическая значимость: результаты выявили предпосылки для распределения акцентов государственной политики в условиях современных катаклизмов. Совместное использование трилеммы Кейнса и тетрады Клейнера в таком ракурсе исследований может способствовать формированию синтетического подхода к анализу и моделированию взаимных ожиданий ключевых агентов, согласованию запросов и выработке дивергентных мер политики, способствующих гармонии системы.

26-39 94
Аннотация

Цель: анализ эволюции парадигмы экономической науки на пути формирования системной парадигмы, позволяющей изменить стиль научного мышления, генерировать системные решения, в частности, в области трансформации трудового потенциала относительно запросов цифровой экономики.

Методы: основным методом исследования является метод единства исторического и логического в отношении эволюции экономической системы, научных взглядов и принципов, ее характеризующих, а также принцип методологической систематики, позволяющий сформировать представление о современной экономической системе как многомерном объекте.

Результаты: в статье кратко рассмотрены эволюционные этапы парадигмы экономической науки, выявлено, что инновационное развитие, как объективный процесс изменения среды, вызывает модернизацию ключевых подсистем, актуализируя применение системной парадигмы, которая позволяет связать и представить адекватную трактовку возникающим фактам, событиям, явлениям, свойственным современным реалиям цифровой экономики. Потребность в расширении инновационного потенциала трудовых ресурсов, наблюдаемая на всех стадиях воспроизводственного процесса, переосмысление роли труда и его основных компонент выдвигает требования по его качественной модернизации. Симбиоз трудовых отношений с культурными, ментальными и другими подобными подсистемами, формирующими основы трудового сознания и построения трудового поведения, представляется существенным аргументом расширения исследований на основе системного подхода. В этой связи научные и прикладные разработки, направленные на формирование мобильных институциональных механизмов и конструкций, к примеру, институциональных центров взаимодействия, сориентированных на развитие трудового потенциала и его гармоничное совершенствование, позволяют расширить диапазон используемых механизмов, задавая им вектор, отвечающий запросам общества.

Научная новизна: на основе системного подхода предложена характеристика новых институциональных конструкций, связанных с социальным партнерством и позволяющих решить проблему адаптации трудового потенциала к запросам цифровой экономики.

Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть применены в научной и педагогической деятельности для формирования институциональных центров взаимодействия.

КРИПТОМИР И ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСЫ 

40-50 83
Аннотация

Цель: в рамках технологий RegTech и SupTech оценка трансформации модельных рисков и способов их минимизации при возрастании роли применения методов искусственного интеллекта.

Методы: системный подход к анализу качества экономических моделей. Исторический, логический, статистический методы исследования.

Результаты: рассмотрен российский и зарубежный опыт учета модельных рисков в финансовой отрасли. Изучены теоретические и практические исследования по вопросам регулирования и управления модельными рисками в деятельности организаций финансового сектора. Определено место технологий машинного обучения и искусственного интеллекта при решении современных задач в работе и регулировании работы финансовых организаций. Рассмотрены основные модельные риски, а также направления изменения их специфики в результате развития технологий искусственного интеллекта, в первую очередь машинного обучения, и увеличения возможностей хранения и передачи большого количества данных. Рассмотрены основные методы обработки данных и построения моделей а также их преимущества с точки зрения снижения модельных рисков. Определено, что уменьшение модельных рисков с использованием технологий RegTech и SupTech возможно за счет развития технологий искусственного интеллекта, что потребует в том числе проработки соответствующего правового поля.

Научная новизна: особенностью статьи является разностороннее рассмотрение проблемы модельных рисков в финансовой отрасли и влияния на них технологий искусственного интеллекта в математическом, юридическом, экономическом аспектах, описание ситуации в этой области как за рубежом, так и в России.

Практическая значимость: изложенная в статье информация может быть использована регулирующими органами и коммерческими банками в задачах, связанных с минимизацией конкретных модельных рисков в их деятельности.

51-78 111
Аннотация

Цель: определение сущностных основ цифровых валют центральных банков и на основе изучения опыта внедрения цифрового юаня в Китае обоснование направлений совершенствования концепции внедрения цифрового рубля в России и целесообразности выпуска цифровой валюты в Беларуси.

Методы: в статье использованы эмпирический, логический, сравнительный и статистический методы системного подхода, позволяющие определить направления совершенствования концепции развития цифровой валюты центральных банков.

Результаты: определены ключевые характеристики цифровых валют центральных банков, выявлены особенности моделей систем цифровых валют для розничных платежей; исследованы основные характеристики дизайна цифрового юаня, особенности организации его эмиссионно-расчетной системы; рассмотрены основные элементы концепции цифрового рубля Банка России, устройства его эмиссионно-расчетной системы и цифровой платформы; исследован вопрос о целесообразности внедрения цифрового белорусского рубля в Республике Беларусь. Мы предлагаем разработать дополнительные механизмы защиты целостности и конфиденциальности платежной информации, хранимой в реестре Банка России на платформе цифрового рубля, а также дифференцировать инструментарий цифровых кошельков и установить лимиты на отдельные платежные операции с цифровым рублем.

Научная новизна: в исследовании раскрыты особенности модели двухуровневой системы цифровых валют центральных банков для розничных платежей в Китае и России; определены направления совершенствования концепции внедрения цифрового рубля и обоснована целесообразность выпуска цифровой валюты в Республике Беларусь.

Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы экономистами, центральными банками и кредитными учреждениями при разработке и совершенствовании дизайна национальной цифровой валюты, ее эмиссионно-расчетной модели и развития концепции ее внедрения с учетом мирового опыта.

ФОКУС НА РЕГИОНЫ 

79-93 81
Аннотация

Цель: оценка уровня включенности характеристик инновационного пространства в законодательные акты об инновационной деятельности в макрорегионах Сибири.

Методы: пространственный подход, позволивший рассматривать инновационное развитие макрорегиона через характеристики протяженности, связности, плотности, однородности; синхронный метод, позволивший осуществить сравнение законодательных документов в макрорегионах Сибири по представленности в них пространственных характеристик; качественный контент-анализ, использованный для выявления в текстах законодательных документов об инновационной деятельности слов и словосочетаний, характеризующих пространственное развитие инноваций.

Результаты: в работе выявлено возрастание внимания зарубежных и отечественных ученых к поиску направлений повышения эффективности законодательного регулирования инновационной деятельности. Определено, что в региональных законодательных актах макрорегионов Сибири (Уральско-Сибирского и Южно-Сибирского), регулирующих инновационную политику, характеристики инновационного пространства практически не отражены (в качестве таковых выделены взаимодействие, сотрудничество, связь, партнерство). Менее чем в половине проанализированных документов характеристики пространственного развития инноваций отсутствуют, в трети – в качестве характеристики пространственного развития упомянуто межтерриториальное сотрудничество. В исследуемых документах преобладающей формой сотрудничества и взаимодействия остается формирование кластеров и согласованное развитие науки, инноваций, производства и образования.

Научная новизна: в статье впервые проведена оценка представленности пространственных характеристик развития инноваций в соответствующих законодательных актах макрорегионов России. Дано понимание, что территории макрорегионов должны иметь более плотные, интенсивные связи в развитии инноваций, чтобы соответствовать своему целевому предназначению. Автором предложено совершенствование законодательного регулирования инновационной деятельности путем включения требования к регионам о необходимости развития межсекторального и межтерриториального взаимодействия.

Практическая значимость: представленный в статье анализ законодательных актов в области поддержки инноваций и развития инновационной деятельности с точки зрения пространственного подхода может быть полезен для корректировки существующих и выработки новых подходов пространственного и инновационного развития макрорегионов России. Результаты исследования предназначены для органов государственной власти, участвующих в формировании инновационной политики регионов.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО 

94-105 47
Аннотация

Цель: изучение методологии конструктивизма в конституционном обустройстве государства и общества.

Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений, который определил выбор следующих методов исследования: формально-логический, сравнительно-правовой, социологический.

Результаты: конструкция – строение, устройство, взаимное расположение частей чего-либо. Право – системный продукт, и поэтому конструктивизм изначально и органично присущ праву в любой из известных его форм. Особенно ярко возможности конструктивизма проявляются в законодательстве и дают о себе знать тем больше, чем более абстрактно, более общим образом излагается государственная воля. Конституционные тексты отличаются именно этим обстоятельством. Конституция, как письменный документ, отвечает всем признакам и свойствам социальной конструкции. Во-первых, она является продуктом рациональной деятельности людей, преследующих вполне определенные цели. Во-вторых, она имеет определенную структуру, строение, характеризующиеся признаком «конструкционности». В-третьих, она, будучи отражением и закреплением достигнутого материального, культурного и собственно правового уровня, позволяет видеть не только возможности познания и толкования закрепленной в ней властной воли, но и перспективы эффективного использования соответствующих норм и институтов. В-четвертых, технически выстраивая нормативный материал и систему взаимных связей субъектов конституционно-правового общения, конституция являет собой оптимальную на момент создания конструкцию соотношения их прав, обязанностей, ответственности. Причем если в период рождения конституций считалось первостепенной задачей ограничить государственную власть, то современные реалии указывают на необходимость таких ограничений и по отношению к гражданам и гражданским объединениям.

Научная новизна: в работе обосновывается вывод о том, что конструктивный подход организует познание проводимых конституционных реформ в направлении выявления функциональных возможностей, заложенных в Конституции Российской Федерации, а в практическом отношении позволяет наиболее оптимально – четко, экономно, системно – проводить государственную (суверенную народную) волю по всем направлениям общественного развития.

Практическая значимость: выводы и положения статьи могут быть использованы в научной, законотворческой и правоприменительной деятельности, учебном процессе образовательных организаций высшего образования.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ 

106-121 53
Аннотация

Цель: изучение исторической ретроспективы советского (1917–1991 гг.) и постсоветского (с 1991 г. по настоящее время) периодов здравоохранения, эволюции их правового обеспечения, а также комплексного криминологического исследования и анализа уголовной ответственности медработников, совершивших противоправные деяния в рассматриваемые исторические периоды.

Методы: методическую основу исследования составили методы анализа, синтеза, сравнения, формально-логического подхода. Кроме того, автором использовались частно-научные методы, включая исторический.

Результаты: в целом проведенный анализ правовых основ привлечения к уголовной ответственности медработников, совершивших противоправные деяния во время советского и постсоветского периода, позволяет говорить о том, что институт юридической ответственности медработников, медицинская наука и практика развивались параллельно под влиянием социальных, экономических и политических факторов. С начала советского периода вопросы ответственности медперсонала стали вызывать многочисленные споры как у ученых, так и у практиков, и сегодня эти споры продолжаются и не утихают. При этом важно подчеркнуть, что отечественная законодательная система в сфере

здравоохранения всегда формировалась исключительно на особом отношении государства и общества к медицинским работникам, которые воспринимались в качестве хранителей здоровья населения и пользовались у него огромным доверием, что в свою очередь порождало у врачебного персонала особую осторожность и ответственность.

Научная новизна: исследование отличается авторским подходом, который позволил ему с уверенностью говорить о социальной обусловленности правовых запретов за рассматриваемые противоправные деяния, а также о причинно- следственной зависимости между формируемой нормативной правовой базой и порождаемыми ею общественными последствиями в советский и постсоветский периоды.

Практическая значимость: полученные в процессе исследования генезиса проблематики, связанной с ответственностью медицинского персонала за совершение им противоправных деяний, выводы будут способствовать развитию научного представления о сущности рассматриваемого феномена, а также выявлению современного причинного комплекса, способствующего возникновению указанных противоправных деяний.

ДИАЛЕКТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ 

122-135 46
Аннотация

Цель: проведение комплексного междисциплинарного правового исследования роли кинематографа в антикоррупционном просвещении граждан.

Методы: структурно-функциональный подход к трактовке общества как связи подсистем, в рамках которого кинематограф выступает частью культурной подсистемы, а антикоррупционная политика относится одновременно к общественной подсистеме (просвещение) и государственной подсистеме (политика). Выбранный подход обуславливает набор конкретных методов исследования, таких как критический анализ теоретической литературы по вопросам коррупционного поведения и по взаимоотношению зрителя и продукта кинематографа в совокупности с эмпирическим исследованием различных кейсов в виде киноработ и кинопроектов, посвященных антикоррупционной тематике.

Результаты: в ходе анализа механизмов выстраивания взаимоотношений зрителя и кино были определены возможности кино оказывать долгосрочное влияние на зрителя, обусловленное не только техническими возможностями кинематографа, но и благодаря психобиологическим механизмам человека. На примере конкретных проектов была доказана и обоснована целесообразность использования кинематографа в качестве инструмента антикоррупционного просвещения. В частности, если в сюжет художественного фильма заложить нужные посылы, то благодаря зеркальным нейронам и механизмам додумывания человека они могут служить образовательным целям и демонстрировать последствия коррупционного поведения. Важно не запугивать зрителей ужасами жизни с коррупцией, а показывать положительный выход и позитивные сценарии жизни без нее. Это может привести к повышению гражданской активности, росту интереса к обсуждаемой проблеме, а также к повышению рейтингов доверия к государству.

Научная новизна: в статье доказывается нецелесообразность оценки кинематографа исключительно как формы развлечения, а также впервые разбираются примеры практического применения кинематографа для проведения именно антикоррупционной политики и просвещения в разрезе сравнения подходов в разных странах.

Практическая значимость: основные выводы статьи могут быть использованы в научной, педагогической и практической деятельности при разработке долгосрочных стратегий и программ антикоррупционного просвещения, а также в рамках кинематографической деятельности для оценки долгосрочных последствий демонстрируемого кинонарратива.

ПЕРЕВОДНЫЕ СТАТЬИ 

136-175 46
Аннотация

Цель: разработка и обоснование теории информационного загрязнения, которая позволяет понять и оценить вред, который несет в себе экономика больших данных.

Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать их в историческом развитии и функционировании в контексте совокупности объективных и субъективных факторов, который определил выбор следующих методов исследования: формально-логический и социологический.

Результаты: в статье разрабатывается теория информационного загрязнения, позволяющая понять вред, который несет в себе экономика данных, и то, как следует регулировать этот вред. Автор показывает, что общественное вмешательство должно быть направлено на внешний ущерб от сбора и неправомерного использования персональных данных. В статье оспаривается преобладающая точка зрения о том, что ущерб от утечки цифровых данных является исключительно частным. Эта точка зрения привела к тому, что законодатели сосредоточиваются лишь на защите приватности. Автор, напротив, утверждает, что в основном игнорируется центральная проблема цифровой экономики: как информация, предоставляемая гражданами, влияет на других людей, как она подрывает и уменьшает общественное благо и общественные интересы.

Научная новизна: новизна концепции информационного загрязнения заключается в том, что предлагает новый взгляд на проблему низкой эффективности существующих правовых инструментов – законов о нарушении гражданских норм, контрактов и норм раскрытия информации; эти инструменты отражают историческую бесперспективность, аналогичную попыткам снизить ущерб от промышленных загрязнений. Кроме того, теория информационного загрязнения открывает широкие возможности для создания новых правовых средств – «законов об охране окружающей среды в области защиты информации», которые будут направлены на регулирование указанных внешних эффектов. В статье показано, как инструменты контроля промышленных загрязнений: ограничения за производство, углеродный налог, ответственность за выбросы – могут быть адаптированы для регулирования информационного загрязнения.

Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной, педагогической и правоприменительной деятельности при рассмотрении вопросов, связанных с теорией информационного загрязнения.

176-201 48
Аннотация

Цель: проведение комплексного анализа влияния принципов демократического правления в государстве на корпоративное управление.

Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать их в историческом развитии и функционировании в контексте совокупности объективных и субъективных факторов, который определил выбор следующих методов исследования: формально-логический и социологический.

Результаты: в настоящей статье дается иное обоснование корпоративной демократии, основанной на принципе эквивалентности, а не аналогии. Эквивалентность состоит в том, что отдельный гражданин во многом одинаково воспринимает субординацию независимо от того, исходит ли она от государственного или частного субъекта. В политической системе демократия противостоит субординации через политическую автономию, предоставляемую каждому в виде права голоса, позволяющего контролировать властные структуры. По тому же принципу лица, зарабатывающие на жизнь своим трудом, должны, как мы считаем, контролировать институты, на которые они работают. Таким образом, демократические нормы, перенесенные в экономическую сферу, означают, что человек не должен зарабатывать себе на жизнь на условиях, определяемых другими людьми. Это положение можно назвать принципом народного экономического суверенитета.

Научная новизна: в работе впервые делается вывод о том, что современное понимание как государства, так и корпорации возникло из средневековой доктрины корпоративизма. Та же самая доктрина породила идею представительства, которая позволила отдельным лицам, не будучи лидерами структурированной иерархии, участвовать в принятии государственных решений; эта идея, несомненно, является одним из величайших достижений западной политической мысли. Представительство стало тем механизмом, с помощью которого утвердилось демократическое управление. По мере развития демократии объем представительства увеличивался, включив всех дееспособных взрослых людей. Эту расширенную концепцию представительства можно распространить на трудовые отношения, что послужит тем же целям, что и на политической арене, – личной автономии и противодействию угнетению. Корпорациями будут управлять советы, состоящие из членов, выбранных работниками; мелкие компании и индивидуальные предприниматели должны будут нанимать сотрудников на биржах труда, которые будут также управляться работниками.

Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной, педагогической и правоприменительной деятельности при рассмотрении вопросов, связанных с теорией народного экономического суверенитета.

ДИСКУССИИ 

202-218 45
Аннотация

Цель: изучение проблемы запроса на перемены с точки зрения поиска ответа на вопрос, не идет ли речь о реакционном стремлении наименее модернизированных слоев россиян «вернуться в СССР», полностью отказавшись от результатов «либеральной революции» 1990-х.

Методы: для ответа на вопрос, существует ли в современной России запрос на реставрацию «советского социализма», анализируются материалы общероссийских социологических опросов по репрезентативной выборке (главным образом предковидного опроса 2019 г.), организованных Институтом социологии ФНИСЦ РАН.

Результаты: доказано, что, хотя в последнее десятилетие среди россиян растет популярность более авторитарных моделей государства, в то же время активно происходит «привыкание» к институтам частной собственности и предпринимательству. Сделан вывод, что в настоящее время главным объектом протестных настроений является не эксплуатация труда капиталом, а бюрократическая коррупция. Это означает, что высокий «запрос на перемены» объективно связан с массовым стремлением не «вернуться в СССР», а завершить демонтаж квазисоциалистических (политарных) институтов, начатый в 1990-е, но затем прерванный и частично аннулированный.

Научная новизна: на основе оригинальных баз данных общероссийских опросов сделаны нетривиальные выводы о направленности «запроса на перемены», полемизирующие с популярным в последние годы утверждением о запросе на реставрацию СССР.

Практическая значимость: понимание направленности массового запроса на перемены дает возможность, не дожидаясь социального взрыва, заранее планировать те социально-экономические реформы, которые в наибольшей степени соответствуют требованиям российских граждан.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 2782-2923 (Print)