ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ 
Цель: обсуждение разрыва между требованиями стандарта ИСО 9001 и направлением развития современного менеджмента.Методы: абстрактно-логический, корреляционный анализ.Результаты: в статье проанализирована практика сертификации систем менеджмента качества по требованиям стандарта ИСО 9001. При этом указывается, что данный стандарт не соответствует тенденциям организации менеджмента в XXI в., поскольку в нем отсутствуют ориентация на человека, системный подход и понимание вариабельности. Кроме того, одной из ключевых проблем стандарта ИСО 9001 является значительная бюрократизация при сертификации систем менеджмента качества. Для подтверждения несоответствия стандарта современным тенденциям в статье делается попытка оценить влияние сертификации на показатели уровня развития стран мира и определить собственно необходимость такой сертификации.Для оценки проанализирована динамика числа выданных сертификатов в разрезе стран мира и отраслей, на основании которой сформулированы выводы о постоянном снижении темпов роста числа сертификатов. Далее проведен корреляционный анализ между числом выданных сертификатов и рядом показателей социально-экономического развития в странах мира, таких как ВВП, индекс уровня образования, индекс восприятия коррупции и т. п. В результате был сделан вывод об отсутствии значимой связи между этими показателями, а следовательно, о нецелесообразности продолжения сертификации систем менеджмента качества на соответствие требованиям ИСО 9001. В заключение изложены предложения относительно выхода из сложившейся ситуации.Научная новизна: применение экономико-математических методов для обоснования необходимости отказа от дальнейшей сертификации по стандарту ИСО 9001.Практическая значимость: выводы, сформулированные авторами, могут быть использованы в практической деятельности организаций при принятии решения о необходимости сертификации по стандарту ИСО 9001 или отсутствии таковой.
Цель: оценка эффективности лимита на легионеров как инструмента регулирования трансферного рынка в России. Методы: формальные модели спроса и предложения на рынке труда, комбинаторный анализ, статистические методы. Результаты: в статье рассматривается порядок регулирования трудовых отношений с иностранными легионерами в спорте. Определяется, что в большинстве стран регулирование предполагает установление ограничения числа легионеров, которые могут быть заявлены на сезон или находиться на поле.В статье проанализированы подходы к мерам регулирования трансферного рынка, а также аргументы сторонников и противников лимита на легионеров. На основании анализа литературы дается оценка эффективности мер регулирования трансферного рынка с точки зрения экономики, а также результативность спортивных мероприятий.В работе проверяется гипотеза о неэффективности лимита как инструмента повышения качества игры российских игроков на основе ряда показателей, таких как результативность сборной, количество легионеров, их игровые показатели и др. Оценка проводилась на основе построения ряда теоретических моделей: 1) модель повышения зарплат футболистов; 2) модель свободы выбора игроков у тренера и 3) модель отбора качественных игроков. На основе построения моделей опровергается гипотеза о быстром «эффекте побед» от введения лимита - первые значимые результаты от регулирования появились в России не ранее чем через 10 лет. Делается предположение, что лимит может быть объяснен с помощью модели Дж. Акелрофа: контролируя количество приезжающих футболистов, можно привлекать более квалифицированных зарубежных игроков в национальную лигу. Анализ опыта российских команд показал, что лимит не привел: 1) к повышению качества приезжающих футболистов по их игровым характеристикам;2) к увеличению игрового времени игроков российской сборной на поле в национальном чемпионате; 3) к повышению конкурентоспособности российской сборной команды на международных турнирах; 4) к увеличению инвестиций в юношеский футбол, однако вызвал рост заработной платы футболистов, причем как российских, так и иностранных. Научная новизна: применение экономического подхода к анализу трансферного рынка позволило получить научные выводы о влиянии лимита и обосновать основные аргументационные доводы, используемые в общественной дискуссии.Практическая значимость: основные результаты работы могут быть использованы при принятии решения о корректировке уровня лимита на легионеров в преддверии проведения чемпионата мира по футболу в России.
Цель: анализ влияния экономического кризиса в России на возможности доступа предприятий к производственным ресурсам, а также на уровень их компетенций.Методы: исторический, абстрактно-логический.Результаты: в статье определено, что, несмотря на влияние внешних факторов, основу деятельности фирмы составляют внутренние возможности и ресурсы фирмы. Показано, что предприятие в период кризиса должно приспособиться к ограничениям в области обеспечения ресурсами, т. е. изменить компетенции по их использованию. В современных условиях конкурентное преимущество может базироваться на двух составляющих - возможности доступа к ресурсам и внутренней способности фирмы к их использованию. Поэтому в условиях ограниченности ресурсов должны быть сформированы такие компетенции компании, как: 1) умение обходиться меньшим числом ресурсов; 2) более эффективное использование доступных ресурсов; 3) поиск новых источников ресурсов, разработка собственных.В ходе исследования определено, что овладение предприятием новыми компетенциями будет связано с использованием и совершенствованием его когнитивных возможностей, являющихся функцией от организационного и индивидуального знания, которым обладает предприятие, т. е. его интеллектуального капитала.В статье проанализирован опыт развития новых компетенций в условиях кризиса на примере реорганизации завода «Промприбор» и деятельности компании ОАО «Галоген». Анализ опыта этих компаний, которые не только сохранились во время кризиса, но и приобрели новые компетенции и способности, позволил сделать вывод о том, что ключевое значение в этом процессе имела грамотная работа с основной частью интеллектуального капитала компании - человеческим капиталом. Таким образом, сформулирован вывод о значении команды людей и общности их интересов при проведении преобразований внутри предприятия.Научная новизна: впервые рассматриваются когнитивные аспекты системной модернизации предприятий с точки зрения новой ресурсно-компетентностной теории предприятия.Практическая значимость: основные положения и выводы, сделанные в статье, могут быть использованы при разработке или корректировке стратегии модернизации предприятий в условиях экономического кризиса.
Цель: анализ и оценка регионального неравенства социально-экономического развития регионов России по показателю дифференциации доходов с учетом уровня инфляции.Методы: показателем, с помощью которого измеряется уровень неоднородности регионального роста, является коэффициент Джини, позволяющий определить степень удаленности распределения российских регионов от полного равенства. Автором предложен подход, особенностью которого являются расчет и анализ коэффициента Джини не только в текущих ценах, но и в сопоставимых ценах 1991 г. Таким образом, сравнение коэффициента Джини по показателю «среднедушевые доходы» в период с 1991 по 2013 гг. в сопоставимых и текущих ценах позволяет оценить влияние изменения уровня цен на динамику регионального развития.Результаты: в статье определяется, что дифференциация регионов по уровню экономического развития определяет необходимость учета этого фактора в экономической политике территорий. В этих условиях анализ дифференциации доходов российских регионов должен проводиться с учетом влияния инфляции.В работе изучены отечественные и зарубежные исследования, касающиеся дифференциации доходов населения. Выявлен значительный научный интерес к проблеме регионального неравенства на протяжении последних нескольких десятилетий. Систематизированы подходы и методы оценки уровня регионального неравенства, а также ее ключевые показатели.Для оценки уровня дифференциации российских регионов был использован коэффициент Джини, который рассчитывался не только в текущих, но и сопоставимых ценах. Расчет производился на основе пересчета показателя среднедушевых доходов населения при помощи индекса потребительских цен. В рамках проведенного анализа рассчитанный коэффициент Джини по среднедушевым доходам в текущих и совокупных ценах позволил наблюдать неодинаковое поведение данного показателя. По показателю «среднедушевые доходы» в текущих ценах наблюдается устойчивая тенденция расхождения регионов. Данная динамика объясняется различиями в уровне цен в различных российских регионах. В сопоставимых ценах анализ данного показателя выявил обратную динамику - динамику сходимости регионов начиная с 1999 г. В рамках данного периода - периода увеличения роста цен - происходит процесс перераспределения бюджетных средств, в результате которого увеличиваются доходы населения, занятого в организациях бюджетной сферы. Рост доходов приводит к сближению регионов и снижению неравномерности. Научная новизна: в статье проведен анализ динамики межрегиональных различий российских регионов по по- казателю «среднедушевые доходы населения» в текущих и сопоставимых ценах, что позволило оценить влияние инфляции на поведение данного показателя в период с 1991 г.Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и практической деятельности при рассмотрении вопросов межрегиональной дифференциации. Результаты расчетов индекса Джини, рассчитанного в сопоставимых ценах 1991 г., представлены в виде таблицы и могут быть использованы в анализе взаимовлияния макроэкономических показателей как отдельных регионов, так и России в целом.
Цель: оценка эффективности механизмов поддержки финансирования «зеленых» проектов в развитых странах и в России.Методы: сравнительный анализ, регрессионный анализ.Результаты: в статье обоснована необходимость актуализации вопросов защиты окружающей среды в современных условиях развития мировой экономики. Подчеркивается, что, несмотря на наличие преимуществ развития «зеленой» экономики для общества в целом, для рынка остается важным ряд сдерживающих факторов. В связи с этим повышается актуальность изучения опыта стран, реализующих проекты по созданию «зеленой» экономики. Проанализирован опыт Великобритании по основанию специальных институтов поддержки «зеленых» инвестиций, осуществляющих привлечение средств главным образом через использование кредитных и гарантийных программ. Великобритания также демонстрирует опыт применения экологических налогов и широкий ассортимент экологических финансовых продуктов. Анализ опыта Южной Кореи показал наличие в стране стратегии «зеленого» роста, а также наличие рамочного закона, предусматривающего финансовую поддержку «зеленым» предприятиям и частным инвестициям в этой сфере. Опыт Онтарио, провинции Канады, показал применение в сфере «зеленой» экономики таких механизмов поддержки, как «зеленые» облигации, льготные тарифные программы и т. п. Германия также демонстрирует значительный прогресс в решении экологических проблем путем введения требований к населению в этой области, а также создания льготных программ финансирования «зеленых» проектов.Проведенный анализ показал, что в отличие от изученных стран в России отсутствует комплексный механизм государственной поддержки экологических проектов. Существующие механизмы связаны с реализацией государственных программ в сфере высокотехнологичных производств.В статье на основе регрессионного анализа оценено влияние мер государственной поддержки «зеленого» финансирования на объем экологических инвестиций частного сектора в изученных странах. Анализ продемонстрировал эффективность мер поддержки экологических проектов во всех странах, кроме России.Научная новизна: в статье систематизирован опыт стран по использованию механизмов поддержки финансирования«зеленых» проектов и произведена оценка их эффективности в привлечении частного капитала в «зеленые» проекты. Практическая значимость: рассмотренные механизмы поддержки финансирования «зеленых» проектов, применяемые в зарубежных странах, могут использоваться органами власти для увеличения объема «зеленых» инвестиций из частного сектора в России, а приведенная модель поможет оценить эффективность бюджетных расходов в данной области.
Цель: анализ осуществления закупок органа исполнительной власти Республики Крым в условиях переходного периода и оценка их эффективности.Методы: при проведении исследования использовались методы группировки, вертикального и горизонтального анализа, экономико-математического моделирования.Результаты: после выхода Республики Крым из состава Украины и последующего присоединения к Российской Федерации государственные заказчики региона оказались в непростой ситуации в связи со сложностями адаптации сложившейся системы закупок к нормам российского законодательства. На основе данных Министерства юстиции Республики Крым авторами проанализированы государственные закупки по всем этапам изменения правового поля для республиканских заказчиков. В результате проведенного исследования сформулирован вывод о том, что в условиях действия украинского законодательства заказчик основную часть закупок осуществлял без проведения конкурентных процедур, остальные закупки имели невысокий уровень экономии. Также выявлено усложнение процедур закупок после присоединения республики к Российской Федерации, при этом в условиях переходного периода заказчики осуществляли закупки по упрощенной процедуре. Анализ эффективности закупок заказчика показал, что в результате изменения законодательства существенно выросли число и стоимость конкурентных закупок, а также экономия по результатам проведения конкурсов и аукционов. На основе построения корреляционно-регрессионной модели авторами доказана гипотеза наличия влияния на экономию количества тех, кто участвовал в закупках. В результате была обоснована необходимость увеличения числа конкурентных закупок, поскольку число участников напрямую влияет на экономию в ходе проведения торгов.Научная новизна: авторами на основе проведенного анализа был доказан положительный экономический эффект от изменения правового поля осуществления государственных закупок для конкретного заказчика Республики Крым, проявившийся в росте экономии и числа конкурентных процедур. Авторами на основе применения экономико-математических методов доказана гипотеза о повышении экономии по результатам закупочных процедур при увеличении числа участников аукционов и конкурсов. По результатам проведенного анализа сформулированы авторские предложения по совершенствованию контрактной системы закупок.Практическая значимость: предложенные авторами рекомендации могут быть использованы государственными заказчиками и органами государственной власти при организации закупок и внесении изменений в законы и подзаконные акты в области государственных закупок с целью повышения эффективности контрактной системы.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА 
Цель: получение безразмерных критериев - экономических индексов, характеризующих национальную экономику и не связанных с ее размерами.Методы: математическое моделирование, теория размерностей, обработка статистических данных.Результаты: с опорой на дифференциальное уравнение, описывающее состояние национальной экономики с учетом сопротивления экономической среды, получены два безразмерных индекса, позволяющих сравнивать экономики независимо от их размера. При помощи теории размерности показано, что найденные индексы не случайны. Продемонстрировано применение полученных безразмерных критериев для анализа поведения экономик ряда стран. Научная новизна: получены безразмерные критерии - экономические числа, которые позволяют сравнивать экономики вне зависимости от их размера и анализировать динамическое изменение экономик с течением времени. Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы для динамического и сравнительного анализа экономик разных стран вне зависимости от их размеров.
Цель: выявление политических, социально-экономических и правовых рисков на пути России и славянского мира к устойчивому развитию.Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать их в историческом развитии и функционировании в контексте совокупности объективных и субъективных факторов, который определил выбор следующих методов исследования: системно-структурного, формально-юридического и сравнительно-правового.Результаты: в статье рассмотрена система рисков на пути России и славянского мира к устойчивому развитию, которая включает в себя политические, социально-экономические, правовые и цивилизационные риски. Сформулированы научные рекомендации по выявлению, анализу и устранению рисков. Выявлены основные тенденции мирового порядка: а) преобразования в структуре национальных интересов государств; б) укрепление роли негосударственных субъектов; в) распространение демократических ценностей и идеалов; г) возрастание роли международного и межгосударственного сотрудничества.Научная новизна: в статье предложена классификация рисков, стоящих на пути России и славянского мира к устойчивому развитию, обоснована необходимость их комплексного, в том числе конституционного, преодоления, обозначены причины и условия, способствующие возникновению рисков.Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов, связанных с планированием и прогнозированием государственных и правовых явлений и процессов.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО 
Цель: выявление основных признаков понятия «ассоциация», определение и обоснование принципов ассоциативного сотрудничества.Методы: изучение нормативных документов, регулирующих деятельность ассоциативных форм сотрудничества субъектов права; анализ и обобщение научной литературы в исследуемой области.Результаты: выделены и обоснованы сущностные признаки понятия «ассоциация», дано описание и систематизация принципов ассоциативного сотрудничества субъектов права - законности, некоммерческого характера целей, сохранения автономности и прав членов ассоциаций и другие.Научная новизна: обоснованы и раскрыты признаки межотраслевого понятия «ассоциация», под которым понимается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей. Сформулированы основные признаки ассоциации: объединение юридических лиц и (или) граждан; добровольный или в установленных законом случаях обязательный характер членства; представление и защита общих, в том числе профессиональных, интересов; ориентация на достижение общественно полезных, а также иных не противоречащих закону целей; некоммерческий характер целей. Сформулирована и обоснована классификация принципов ассоциативного сотрудничества в зависимости от предмета направленности: содержательные принципы, регулирующие содержательный аспект деятельности ассоциации (законности; некоммерческого характера целей; сохранения автономности и прав членов ассоциаций и др.); организационные принципы, регулирующие организационные аспекты деятельности ассоциации (сочетания добровольности и обязательности; обязательности управленческих решений; гарантированности права на свободу ассоциаций и др.).Практическая значимость: сделанные выводы могут быть использованы в практической деятельности советов муниципальных образований, других форм ассоциативного сотрудничества субъектов права, в процессе преподавания курсов конституционного права, муниципального права.
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС 
Цель: рассмотрение модели компьютерной программы для вынесения законного и обоснованного судебного акта в целях сокращения сроков изготовления судебного решения.Методы: всеобщий диалектико-материалистический метод, снимающий противоречия профессиональной подготовки судей и процессуального контроля; формально-юридический метод для перевода требований закона и юридической науки к правоприменительной деятельности в команды программы для судьи и участников дела; объектно ориентированный подход к моделированию; объектно ориентированная методология программирования.Результаты: создана компьютерная программа, позволяющая выносить судебное решение по гражданскому делу в связи с признанием иска ответчиком. Программа не устраняет судью из процесса принятия решения, а создает ему обязательные условия движения по стадиям правоприменения и юридической аргументации в соответствии с требованиями закона и юридической науки. Поэтому заполнение форм программы в процессе судебного разбирательства должно быть одновременно написанием решения (приговора, постановления, определения). Программа включает в себя следующие разделы: составление форм, общих для видов судопроизводств, отдельных категорий дел, судебных инстанций; определение в вышеуказанных формах порядка установления фактических обстоятельств, распределения бремени доказывания, видов доказательств, способов толкования права, признаков коллизий и пробелов в праве и способов их преодоления; стандартных формулировок в трафаретах судебного акта и в формах; обязательных и необязательных сведений в форме. На основании изложенного в статье делается вывод о том, что по аналогии с представленной программой возможно создание программного обеспечения для вынесения законного, обоснованного и справедливого судебного акта по иным категориям дел и, как следствие, сокращение сроков изготовления судебного решения.Научная новизна: создана первая компьютерная программа для вынесения и изготовления судебного решения. Практическая значимость: изготовлена модель для создания массового инструмента судебной деятельности, пресекающего при рассмотрении дела в суде ошибки и заведомо неправосудные решения, а также сокращающего сроки изготовления судебного решения.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО 
Цель: выявление и проведение анализа изменений в правовом регулировании финансовых рынков в ЕС, произошедших в результате продолжительной реформы, одним из ключевых этапов которой стало принятие Директивы№ 2014/65/ЕС «О рынках финансовых инструментов». Данный документ определяет основы заключения сделок с производными финансовыми инструментами.Методы: формально-юридический, сравнительный, исторический, аналитический методы научного познания. Результаты: в ходе проведенной работы было установлено, что Регламент № 600/2014/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС «О рынках финансовых инструментов» ввел трейдинговое обязательство для сделок с производными финансовыми инструментами, т. е. нормы о заключении договоров на одном из типов регулируемых площадок. Среди таких площадок были выделены регулируемые рынки, многосторонние и организованные торговые площадки, а также аналогичные платформы, зарегистрированные в третьих государствах. Делегированными регламентами Еврокомиссии были определены критерии распространения трейдингового обязательства на различные типы производных финансовых инструментов. В настоящий момент невозможно полноценно оценить результаты нововведений, поскольку большинство положений и актов вторичного права еще не вступили в силу или не приняты. Однако уже сейчас ясно, что реформа 2014 г. не оставит рынок производных финансовых инструментов в его прежнем состоянии. Директива № 2014/65/ЕС и Регламент № 600/2014/ЕС «О рынках финансовых инструментов» произвели революцию на них. Трейдинговое обязательство, введенное данными документами, заставило участников сделок по производным финансовым инструментам по-новому взглянуть на свою деятельность. В результате нововведений огромная часть сделок по ним должна быть переведена на регулируемые площадки, а внебиржевое заключение договоров для многих станет незаконным.Научная новизна: в статье впервые детально проанализирована и изучена реформа рынка производных финансовых инструментов в Европейском союзе, а также особенности функционирования регулируемых площадок. Практическая значимость: выводы и положения статьи могут быть использованы при подготовке нормативно- правовых актов в сфере финансового права Евразийского экономического союза, а также в рамках совершенствования законодательства Российской Федерации.
Цель: анализ понятия «диаспоральная дипломатия», а также связанных с ним основных концепций.Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать их в историческом развитии и функционировании в контексте совокупности объективных и субъективных факторов, который определил выбор следующих методов исследования: системно-структурный, формально-юридический, сравнительный. Результаты: в статье обосновывается, что диаспора является частью народа или общности, находящейся в различных частях мира вне страны своего происхождения. В некоторых государствах диаспоры могут развить крепкие связи с лидерами стран своего пребывания и тем самым оказывать воздействие на их внешнюю и внутреннюю политику. Этот феномен известен в американских научных кругах как «диаспоральная дипломатия». В последние годы возросла важность анализа объективных и субъективных факторов формирования внешней политики некоторых стран и роли диаспоры в данном процессе. Однако на основании проанализированных источников информации можно сделать вывод о том, что понятие «диаспоральная дипломатия» находится на этапе своего становления, так как под данным понятием подразумеваются различные политические действительности. В изученной научной литературе выделяется несколько подходов к понятию «диаспоральная дипломатия»: а) раздел политической социологии международных отношений; б) основной инструмент определения различных видов внешней политики, в) дипломатическая стратегия. Научная новизна: в статье проанализировано понятие «диаспоральная дипломатия», а также связанные с ним основные концепции, раскрыты особенности динамики развития внешнеполитических отношений между разными странами и роль, которую играет в них диаспора.Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности диаспоральной дипломатии и связанных с ней концепций.
ПЕРЕВОДНЫЕ СТАТЬИ 
Цель: разработка концептуальных теоретико-правовых положений и научных рекомендаций по обоснованию неэффективности требования раскрытия информации.Методы: всеобщий диалектический метод познания, а также основанные на нем общенаучные и частноправовые методы исследования.Результаты: в статье рассматриваются достоинства и недостатки самого распространенного в современном обществе метода защиты личной автономии: требования обязательного раскрытия информации. Статья состоит из четырех разделов: (1) разносторонний обзор использования требования раскрытия информации в различных формах и обстоятельствах в таких сферах, как защита прав потребителя и заемщика, информированное согласие пациента, формирование контрактов и конституционные права; (2) обзор эмпирической литературы, свидетельствующей о неспособности требования раскрытия информации влиять на степень информированности людей и эффективность их решений; (3) обзор причин неэффективности требования раскрытия информации, в котором особая роль отводится политической динамике, оказывающей влияние на принятие соответствующих законодательных актов, на мотивы, побуждающие обладателей информации исполнять их, а также на способность получателей информации использовать эти акты; и (4) доказательство того, что требование раскрытия информации не только не достигает своих целей, но и приводит к непредвиденным последствиям, которые часто наносят вред тем, кому данное требование должно было служить.Научная новизна: в статье разработано и введено в научный оборот обоснование неэффективности требования раскрытия информации, доказана неспособность требования раскрытия информации влиять на степень информированности людей и эффективность их решений, а также выявлены непредвиденные последствия, которые могут нанести вред тем, кому требование раскрытия информации должно служить.Практическая значимость: выводы и положения статьи могут быть использованы в научной, законотворческой и правоприменительной деятельности, учебном процессе образовательных организаций высшего образования.
Цель: оспаривание теории рационального выбора с позиции права, истории и культуры.Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать их в историческом развитии и функционировании в контексте совокупности объективных и субъективных факторов, который определил выбор следующих методов исследования: системно-структурного, формально-юридического, сравнительного. Результаты: в первой части работы рассматривается, какими мотивациями руководствовались люди из других сообществ в ситуациях, в которых в нашем обществе доминировало бы стремление к личной выгоде. Рассуждения построены на трех примерах: один из истории Древнего Рима, один из европейской истории Средних веков и один из современной неевропейской культуры. Во второй части работы проанализированы причины, по которым максимизация материальной выгоды стала доминирующей мотивацией в современном западном обществе. В работах по исторической социологии доказывается, что причина этого лежит в кальвинизме. Однако данная гипотеза имеет ряд недостатков. В статье приведены аргументы в пользу того, что современная склонность к сопереживанию возникла в результате долговременного развития, в частности, секуляризации, урбанизации и коммерциализации. В заключительной части работы исследована связь между господствующей на Западе нормой - максимизацией материальной выгоды - и частными нормами, выдвигаемыми микроэкономической теорией. Представляется, что некоторые из этих норм являются внутренними по отношению к господствующей норме, а значит, их можно выразить в терминах материальной выгоды, тогда как другие отражают дополнительные нормы, существующие в обществе в целом и иногда противоречащие господствующей норме. Исторический взгляд на максимизацию материальной выгоды как на господствующую, но не универсальную для всего человечества норму позволяет признать существование других норм, не пытаясь втиснуть их в прокрустово ложе единственной модели мотивации человека. Научная новизна: в статье обоснован вывод о том, что максимизация личной материальной выгоды является господствующей нормой в нашем обществе, которая определяет значительную часть поведения, но поскольку это лишь норма, а не универсальная модель поведения человека, то она может быть изменена или поглощена другими нормами, если условия будут способствовать этому. Поведение, не укладывающееся в рамки рационального выбора, не следует считать уходом в область иррациональности. Напротив, оно представляет собой естественное взаимодействие разнообразных мотивов, существующее в любом сложном обществе, а источниками такого поведения будут все события повседневности. Каждый отдельный мотив требует отдельного объяснения, но не требует толкования тот факт, что они взаимодействуют друг с другом.Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов, связанных с правовым поведением человека.