Preview

Russian Journal of Economics and Law

Расширенный поиск
Том 10, № 3 (2016)

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

5-27 274
Аннотация

Цель: оценка результатов антикризисного плана Правительства РФ от 27 января 2015 г., проецирование их на антикризисный план Правительства РФ от 1 марта 2016 г., выявление его проблем и предложение мер по их решению. Метод: абстрактно-логический.Результаты: перед экономикой современной России стоят сложные вызовы, порожденные кризисом в экономике, западными санкциями и внешней политикой страны. Правительство, осознавая эти проблемы, второй год утверждает и реализует программы антикризисных мер.Анализ научной литературы, отчетов правительства и контрольных органов позволил сформулировать выводы о низкой эффективности реализации антикризисного плана от 27 января 2015 г. Не выполнено большинство показателей, по многим направлениям задачи и их реализация носят бессистемный характер с неизмеряемыми результатами и отсутствием системы ответственности за результаты.Анализ структуры антикризисных мер Правительства РФ на 2016 год продемонстрировал наличие старых проблем, а также появление новых. Отмечено увеличение числа выполняемых показателей с одновременным сокращением финансирования и отсутствием специалистов, предметно занимающихся антикризисными мероприятиями. Выявлена неэффективная структура антикризисных мер, где приоритет отдается нецелевой поддержке регионов и отечественному автопрому в ущерб социальной составляющей, и другие проблемы.В результате предложены меры по решению выявленных в антикризисных планах Правительства РФ от 27.01.2015 и 01.03.2016 проблем.Научная новизна: сформулированы следующие основные шаги по решению выявленных проблем: модернизировать работу антикризисных штабов; конкретизировать все антикризисные меры с разработкой для каждой из них подробного механизма ее реализации и показателей оценки ее эффективности; повысить мотивацию госслужащих; повысить минимальный размер оплаты труда до величины прожиточного минимума; гражданам, получившим от государства бесплатные участки земли, выдавать беспроцентные ссуды на обзаведение первоначальным личным подсобным хозяйством; активизировать работу в области реализации инфраструктурных проектов; решить организационные проблемы государственного управления социумом и экономикой и др.Практическая значимость: предложенные меры могут быть использованы для улучшения антикризисного управления в российской макроэкономике.

28-38 249
Аннотация

Цель: обоснование необходимости экономической интеграции предприятий агропромышленного комплекса.Методы: абстрактно-логический, монографический.Результаты: необходимость экономической интеграции в АПК обусловлена разрушением экономических связей в период либерализации экономики и снижением эффективности и производительности труда в сельском хозяйстве. Решение проблем финансирования, механизмов ценообразования и сбыта сельскохозяйственной продукции автор видит в возобновлении практики формирования интеграционных связей между предприятиями, производящими, перерабатывающими и реализующими продукцию сельского хозяйства.На основе анализа теоретических положений были выявлены основные формы интеграции предприятий, такие как договорные отношения без создания новых юридических лиц, формирование ассоциаций, союзов, холдингов, а также финансово-промышленных групп. Было выявлено, что наиболее эффективными являются те формы объединений, которые формируют полный замкнутый цикл производства и сбыта продукции - холдинги и финансово-промышленные группы.На основе анализа принципов экономической интеграции была определена необходимость реализации также принципа стабильности экономических связей, что позволит преодолеть кризисные явления в аграрном секторе экономики. Кроме того, автором были сформулированы принципы реализации хозяйственного механизма в интегрированных формированиях, основанные на равенстве, свободе и целостности таких формирований. Были определены ключевые составляющие экономических отношений в условиях интеграции, - организационное единство технологического процесса, а также трансформация интересов технологически связанных субъектов на единый конечный результат. Научная новизна: сформулирован принцип стабильности экономических связей при интеграции сельскохозяйственных предприятий. Обоснованы необходимость интеграции предприятий, обеспечивающих сопоставимые уровни загрузки мощностей, и возможность полного сбыта продукции, а также необходимость формирования интеграционных связей как единого объекта собственности.Практическая значимость: основные результаты исследования могут быть использованы при создании и функционировании интегрированных формирований АПК, а также применены в учебном процессе аграрных вузов.

39-54 239
Аннотация

Цель: определение содержания и состава понятия «ручное управление»; анализ мотивов, правовых основ, легитимности, форм и методов использования «ручных процедур» в управленческом процессе органами государственно-муниципальной власти Российской Федерации; определение соотношения «системных» и «ручных» методов в российской управленческой практике, а также оценка степени воздействия последних на социально-экономическую жизнь современного российского общества.Методы: использовались широко применяемые в исследовательской деятельности методы: описательный, анализ и синтез, дедукция и индукция, обобщение, наблюдение, прогнозирование, научная абстракция, статистический анализ, системный анализ, а также приемы группировки и классификации, приемы сравнительного исторического и межотраслевого анализа, экспертные суждения. Совокупность данных методов позволила авторам обеспечить достоверность проведенного исследования и обоснованность его выводов.Результаты: авторы сформулировали собственный вариант понятия «ручное управление»; выявили причины, условия и мотивы его применения российскими органами государственно-муниципальной власти; описали наиболее распространенные методы его применения, а также факторы увеличения случаев отказа от использования системных процедур в современной практике государственно-муниципального управления. Предложенные в работе выводы основываются на анализе существующего опыта применения «ручного управления» федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Татарстан и г. Москвы в разрешении проблемы обманутых дольщиков и регулировании процессов реконструкции и застройки Казани и Москвы в 2015-2016 гг. Научная новизна: рассматривая практику российского государственно-муниципального управления, авторы акцентируют внимание на применяемых сегодня методах и процедурах его осуществления, таких как создание параллельных управленческих структур, переход к режиму прямых директивных указаний и т. д. На основании проведенного анализа практической деятельности органов власти субъектов РФ выявлено соотношение «ручных» и «системных» процедур в управленческом процессе, сформулировано определение понятия «ручное управление», раскрываются условия и мотивы его применения, а также делается вывод о том, что главной причиной применения и расширения практики«ручного управления» являются несовершенство и противоречивость действующего российского законодательства, которое, с одной стороны, не в полной мере отразило фундаментальные социально-экономические изменения, произошедшие в России за последние десятилетия, а с другой, - не всегда способно адекватно регулировать вновь возникшие отношения между субъектом и объектом в процессе практики государственно-муниципального управления. Практическая значимость: в результате исследования авторы прогнозируют возможные последствия наметившейся тенденции расширения практики «ручного управления» органов государственно-муниципальной власти как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективах.

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

55-68 177
Аннотация

Цель: определение наличия и систематизация институциональных ловушек финансирования индустрии гостеприимства в России.Методы: абстрактно-логический, обобщение и наблюдение.Результаты: на основе анализа статистики и региональной программы развития туризма Краснодарского края были определены проблемы и препятствия на пути развития и повышения качества туристских услуг. Результатом исследования стали выявление и систематизация институциональных ловушек в финансировании туризма, выраженных в повышенной государственной поддержке сектора. В частности, значительная доля финансирования в туристско-рекреационном секторе по-прежнему осуществляется из бюджетных средств при 60%-м удельном весе прибыльных санаторно-курортных организаций за последние три года. В процессе исследования автором сформулирована общая концепция институциональной структуры индустрии гостеприимства в России и предложена модель финансирования отрасли через систему стимулов и льгот для отдыхающих, формирование туристических кластеров, а также формирование механизма диалога между органами власти и представителями туристского бизнеса.Научная новизна: определены и систематизированы институциональные ловушки, сформировавшиеся в системе финансирования туризма, а также предложены мероприятия по их преодолению.Практическая значимость: предложенные рекомендации могут быть использованы субъектами индустрии гостеприимства для активизации деловой активности, а органами власти - для реализации задач, обозначенных в государственных программах.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ

69-82 240
Аннотация

Цель: доказательство существования и выявление условий возникновения плоской волны при инвестировании в возобновляемые факторы производства.Методы: абстрагирование, экономико-математическое моделирование.Результаты: цикличность в экономике изучена и доказана во многих исследованиях, однако большинство из них основано на эмпирическом материале без аналитических доказательств. Автор в статье доказывает существование плоской волны, которая возникает в результате возобновления факторов производства. В качестве факторов определены физический капитал, объем трудовых ресурсов и человеческий капитал.На основе векторного анализа доказано, что плоская волна возникает в случае потенциальности инвестиций и выполнении условия: скорость инвестирования в возобновляемые факторы производства должна быть пропорциональна относительно скоростей факторов производства. Определено, что в случае изменения скорости финансирования какого-либо из факторов будет иметь место изменение развития других факторов производства, т. е. появление вихря. Сформированная система уравнений изменения скорости факторов производства в векторном виде была решена с помощью плоской волны при условии параллельности любых двух векторов. На основе доказанного утверждения был сделан вывод о том, что цикличность является естественным развитием экономики.Научная новизна: на основе векторного анализа доказано существование плоской волны в развитии факторов производства.Практическая значимость: зная динамику плоской волны, ее длину и амплитуду, можно определять моменты времени ужесточения и ослабления налогово-фискальной политики для регулирования инвестиций в факторы производства.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

83-100 245
Аннотация

Цель: обзор текущего положения производства, распространения беспилотных летательных аппаратов (далее - БЛА)развитых стран, а также особенностей правового регулирования.Методы: абстрактно-логический, обобщение и наблюдение, сравнительный анализ.Результаты: анализ международного рынка БЛА выявил страны-лидеры, занимающие доминирующее положение на рынке: Израиль, США и Канаду. Ведущими импортерами являются Индия, Великобритания и Франция. Китай и Российская Федерация - крупные производители, но практически не представлены на международном рынке, имея при этом достаточно сильную протекционистскую политику. Нормы законодательств разных стран значительно отличаются друг от друга, вместе с тем Чешскую Республику можно отнести к группе достаточно либеральных стран - членов ЕС. Научная новизна: до настоящего времени публикации в научных журналах, касающиеся БЛА, затрагивали лишь технические аспекты, оставляя экономические вопросы вне поля зрения. В предлагаемой работе уточняется терминология, анализируются вопросы торговой политики, приводится статистика по производству и торговле, рассматриваются проблемы законодательства, связанные с этим быстро растущим сегментом рынка, для которого применяются правовые акты, характерные для сферы аппаратов двойного назначения.Практическая значимость: ввиду недостатка значимых публикаций в области международного рынка БЛА данная работа представляет собой комплексный обзор современного состояния в указанной перспективной, но чрезвычайно противоречивой области международной торговли.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

101-107 221
Аннотация

Цель: разработка правовой модели государственного принуждения в отношении индивидов с заболеваниями психики. Методы: диалектический метод, анализ, синтез, описание, объяснение. Результаты: выявление особенностей смыслового и содержательного понимания государственного принуждения в отношении лиц с расстройствами психики позволило обозначить государственное принуждение в отношении особой категории лиц как самостоятельный вид государственного принуждения, носящий межотраслевой, междисциплинарный характер. Научная новизна: в статье впервые исследованы место и роль государственного принуждения в отношении особой категории лиц в системе средств правовой политики; государственное принуждение в отношении особой категории лиц рассмотрено как самостоятельный вид государственного принуждения. Предложена классификация субъектов, участвующих в сфере применения государственного принуждения в отношении лиц с расстройствами психики, а также структура государственного принуждения, состоящая из мер предупреждения; мер пресечения; мер oбeспечения производства пo уголовным, гражданским дeлaм, делам об административных правонарушениях; мер oтветственнoсти; иных принудительных мер. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы для совершенствования системы государственного принуждения в Российской Федерации.

108-115 294
Аннотация

Цель: выявление особенностей сущности, содержания и функционирования запрета в правовой реальности России. Методы: методологическую основу исследования составляет диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать их в историческом развитии и функционировании в контексте совокупности объективных и субъективных факторов, а также постмодернистская парадигма, дающая возможность исследовать правовую реальность на различных уровнях. Диалектический подход и постмодернистская парадигма определили выбор конкретных методов исследования: компаративный, герменевтический, дискурсивный.Результаты: в статье предлагается определение запрета как государственно- (социально-) волевого сдерживающего (ограничивающего) средства, которое под угрозой юридической (правовой) ответственности призвано предотвращать противоправные деяния субъекта (физического или юридического лица) и обеспечивать поддержание правопорядка. Запрет является необходимым средством обеспечения организованности общественных отношений, закрепления правовых ценностей, призванным обеспечить эффективность правового регулирования.Научная новизна: в статье впервые доказано, что запрет как юридическая категория составляет онтологическую основу правовой реальности и выступает определяющим фактором содержания и направленности не только правотворчества и правореализации, но и правового поведения.Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности, содержании и функционировании запретов.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

116-122 263
Аннотация

Цель: анализ современного состояния института представительств субъектов Российской Федерации и их взаимодействия с федеральными органами государственной власти (на примере Республики Татарстан). Методы: системный и структурно-функциональный.Результаты: выявлены пробелы и противоречия в правовом регулировании представительств субъектов Российской Федерации и сформулированы предложения по совершенствованию федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации в указанной сфере.Научная новизна: обосновано представление о необходимости сохранения института представительств субъектов Российской Федерации, изучен порядок их создания и взаимодействия с органами государственной власти, выявлены и классифицированы функции представительств. Функции представительств подразделены на две группы: внешние и внутренние. К внешним функциям представительств относятся: представительская; координирующая; организационная; аналитическая; информационная; исполнительская; контрольная. К внутренним функциям следует отнести организацию работы собственного аппарата представительств.Практическая значимость: выводы и предложения могут быть использованы в практической деятельности работников законодательных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

123-150 293
Аннотация

Цель: сравнительный анализ исключения из принципа автономии товарных аккредитивов. Методы: диалектический, системный, анализ, синтез, сравнение.Результаты: обосновано, что товарные аккредитивы являются одним из самых распространенных методов платежа в международной торговле, поскольку они упрощают процесс транзакции путем уменьшения риска потенциального покупателя с помощью банковских гарантий. Доказано, что товарные аккредитивы должны соответствовать двум принципам: автономии (независимости) и строгого соблюдения (условий). Выявлена закономерность, согласно которой суды разных государств начали признавать исключения из принципа автономии в международных сделках с товарными аккредитивами, несмотря на свое нежелание вмешиваться в функционирование этого принципа. Научная новизна: в данной статье рассматривается принцип автономии и признанные исключения из него в сравнительном ключе, обосновывается необходимость признания принципа автономии в международных сделках с товарными аккредитивами в рамках юрисдикции суда общего права, перечисляются исключения, уже признанные судами, и анализируется отношение к ним судов в других странах общего права. Практическая значимость: работа предназначена для научных и педагогических работников, практикующих юристов, аспирантов, студентов и всех интересующихся принципом автономии товарных аккредитивов.

151-160 304
Аннотация

Цель: изучение состояния правового обеспечения реализации кластерных стратегий; обозначение проблем и возможных направлений совершенствования правового обеспечения кластерного развития регионов. Методы: системный, структурно-функциональный, индукция и дедукция, анализ и синтез, формально-юридический. Результаты: в работе сформулировано определение понятия кластера как формы кооперативного взаимодействия организаций, связанных отношениями в определенной экономической сфере вследствие функциональной зависимости, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний. Выдвигается гипотеза о необходимости унификации и нормативной фиксации организационно-управленческой структуры кластеров таким образом, чтобы однотипные органы (в том числе органы исполнительной власти) и структуры разных кластеров (совещательные, специализированная организация, организация-координатор и пр.) имели схожую компетенцию и место в иерархии управления. Научная новизна: следуя наиболее общим представлениям о кластере как взаимодействующих институтах в специфической области, можно заметить, что отсутствие четкости в правовом обеспечении функционирования кластеров не позволяет определить статус властных и невластных субъектов экономической деятельности, организационно- правовые формы и процедуры их взаимодействия. Практическая значимость: выявленные проблемы правового обеспечения реализации кластерных стратегий могут помочь в совершенствовании государственного регулирования кластерных отношений в регионах и их реализации.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

161-174 232
Аннотация

Цель: анализ факторов боязни преступлений по результатам исследования, проводившегося в 2009 г. в г. Любляна(Словения). Методы: диалектический, системный, сравнение, наблюдение.Результаты: анализ показывает, что уровень боязни преступлений не претерпел значительных изменений за последние два десятилетия. Последнее исследование в 2009 г. выявило, что восприятие вероятной виктимизации в форме эмоциональной реакции наиболее сильно среди тех, кто считает, что последствия виктимизации могут быть тяжелыми, а их способность защититься от преступника - низкая. Боязнь преступлений наиболее сильна среди женщин и пожилых людей. Личный опыт не влияет на восприятие вероятной виктимизации или на боязнь преступлений, а также на предвидение тяжести потенциальных последствий виктимизации. В данной работе представлены обзор литературы и предыдущих исследований по проблеме боязни преступлений, а также результаты использования новых моделей при изучении факторов боязни преступлений. Научная новизна: исследование показало, что использованная модель боязни преступлений лучше объясняет дисперсию (R 2 = .54), чем прежде использованные модели (Словения, 2001, R ² = .43; Хорватия, 2002, R ² = .43; Босния и Герцеговина, 2002, R ² = .45), а также дает ряд новых результатов и подтверждает результаты предыдущих исследований. Согласно результатам, респонденты в Любляне соотносят боязнь преступлений с влиянием различных преступлений на их жизнь. Однако исследование не подтвердило зависимость боязни отдельных преступлений от их тяжести. Наибольшую боязнь, согласно исследованию, граждане испытывают по отношению к ограблению с физическим насилием. Практическая значимость: материалы статьи имеют практическое применение в области контроля над преступностью и профилактики, а также будут полезны научным и педагогическим работникам, правоприменительным работникам, аспирантам, студентам и всем интересующимся проблемами предупреждения и пресечения правонарушений.

175-186 266
Аннотация

Цель: выявление уровня латентности и виктимизации населения Нижегородского региона на основе данных эмпирического социологического исследования. Методы: общенаучные (анализ, системно-структурный подход к анализу объекта исследования, сравнительно-правовой), а также логические методы и частно-научный (опросный метод - анкетирование и интервьюирование). Результаты: осуществлен качественный и количественный анализ общей ситуации с неучтенными преступлениями (латентной преступностью), совершенными на территории Нижнего Новгорода и Нижегородской области; проведен сравнительный анализ уровня латентной преступности в городе и области по видам и направлениям преступной деятельности; выявлены основные причины отказа граждан, ставших жертвой того или иного вида преступлений, от обращения в органы внутренних дел в Нижнем Новгороде и Нижегородской области; разработаны рекомендации и предложения по совершенствованию работы территориальных органов МВД с целью уменьшения уровня латентной преступности. Научная новизна: в статье впервые на основе данных, полученных в ходе социологического опроса, рассматривается криминальная ситуация на территории Нижегородского региона, выявляется реальный уровень латентной преступности, формулируются предложения и практические рекомендации по корректировке работы территориальных органов МВД с целью снижения уровня латентной преступности. Практическая значимость: на основе проведенного исследования разработаны методические рекомендации по совершенствованию работы территориальных органов МВД с целью уменьшения уровня латентной преступности.

187-206 232
Аннотация

Цель: выявление и систематизация антикоррупционных функций органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений на основе анализа федеральных и региональных нормативных правовых актов по организации деятельности этих органов. Методы: методологической основой проведенного исследования являются диалектический материализм и основанные на нем общенаучные методы познания: анализ, синтез, сравнение и иные, используемые в юридических науках. Результаты: проведен анализ федеральных и региональных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, выявлены, классифицированы, систематизированы, описаны и объяснены основные и дополнительные антикоррупционные функции региональных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Предложены меры по совершенствованию правового регулирования деятельности органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Научная новизна: впервые в российской юридической науке определен перечень основных (организационно-исполнительных и организационно-обеспечительных) и дополнительных антикоррупционных функций органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Практическая значимость: результаты исследования позволяют совершенствовать нормативные правовые акты по организации деятельности органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

207-215 364
Аннотация

Цель: обобщение криминологических, социальных и экономических показателей развития субъектов Российской Федерации, выявление и оценка скрытых системных зависимостей между социальными индикаторами и уровнем коррупции, определение устойчивых взаимосвязей между отдельными показателями и разработка методики антикоррупционного рейтингования регионов. Результаты: в работе излагается авторская методика комплексного анализа коррупции в субъектах Российской Федерации и разрабатываются прогнозы ее развития на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Методы: сравнения, анализа, синтеза, математического моделирования, корреляционных сравнений и экстраполяции. Научная новизна: в работе впервые в отечественной криминологии предложен алгоритм изучения и прогнозирования региональной коррупции на основе полифакторного анализа криминологических, социальных и политических индикаторов. В целях глубокого и всестороннего изучения региональных аспектов коррупции была разработана модель ее мониторинга и прогноза на основе измерения полифакторного индекса коррупции (ПИК). ПИК состоит из двух групп параметров: коррупционный потенциал региона страны (КПР) и коррупциогенные риски региона (КРР). Практическая значимость: выражается в использовании результатов исследования в процессе разработки региональных стратегий противодействия коррупции, а также корректировки существующих методик профилактики коррупции.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

216-226 297
Аннотация

Цель: исследование особенностей морского страхования с точки зрения борьбы с пиратством на международном уровне и определение путей совершенствования норм права в данном направлении.Методы исследования: диалектический метод познания и частные научные методы исследования (формально- юридический, системно-структурный, социально-правовой, сравнительно-правовой, статистический). Результаты исследования: на основе анализа нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в области морского страхования как одного из способов борьбы с пиратством, выявлены недостаточность унификации норм страхования на международно-правовом уровне, рассмотрены особенности пиратства в настоящее время, зависимость стоимости страхования от пиратской активности, состояние правовой защищенности интересов судовладельца в случаях пиратских нападений на международных маршрутах, сделан вывод о том, что сложности с понятием «пиратство» не мешают осуществлять его полноценное исследование в международном праве, отражены недостатки самой концепции пиратства в международном праве, исследованы нормы права в области страхования, а также имеющиеся недоработки в смысле большей унификации и большей защиты судовладельцев в случае необходимости уплаты выкупов, в особенности в России. Научная новизна: в статье впервые исследованы международно-правовые особенности морского страхования пиратства в качестве одной из мер борьбы с пиратством. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в практической, научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о морском страховании пиратского риска.

ПЕРЕВОДНЫЕ СТАТЬИ

227-251 460
Аннотация

Цель: формулирование нового определения понятия «криминология». Методы: диалектический, системный, анализ, синтез, сравнение. Результаты: в работе рассматриваются история и этимология термина «криминология». На основе данного анализа формулируется авторское понятие криминологии как систематического изучения преступности, преступников, уголовного права, криминальной юстиции и криминализации. Научная новизна: автор доказывает, что криминология не обязательно должна соответствовать ее традиционному восприятию как академической науки, а может иметь характер общественной и/или гуманитарной сферы познания. Данное положение доказывается с помощью ранних примеров использования слова «криминология» в английском языке, которые предшествовали попыткам теоретизировать область криминологии в Италии и Франции в 1880-х гг., а также предлагаются новые варианты прочтения этих итальянских и французских текстов. Филологический анализ переходит затем в описание ряда попыток дать определение термину в ХХ в. и инноваций того же периода, соответствующих разносторонности криминологии как при ее зарождении, так и в последующем развитии.Практическая значимость: преимуществом такого нового понимания криминологии становится его инклюзивность: оно вводит в сферу науки все неортодоксальные криминологические исследования, что открывает возможности для развития новых направлений, взглядов на проблему преступности, теорий и методов профилактики и реагирования.

252-270 763
Аннотация

Цель: обоснование необходимости учета влияния эмоций на процесс принятия решений; дать представление о комбинированной модели процесса принятия решений, объединяющей рациональные и нерациональные компоненты выбора при совершении преступления.Методы: диалектический, системный, историко-правовой, формально-юридический, обобщения.Результаты: в работе осуществлен комплексный анализ процесса принятия решения о совершении преступления, а также изучены факторы, повышающие вероятность совершения антиобщественных деяний. Ценность комбинированной когнитивно-эмотивной модели в том, что эмоции могут дать принимающему решение человеку более значимую информацию, чем рассуждение.Научная новизна: автор выдвигает теорию принятия решений, согласно которой человек совершает выбор в пользу того или иного действия или бездействия под влиянием гедонистических и нравственных эмоций, причем нерелевантные эмоции усиливаются, а релевантные подавляются когнитивными и ситуативными факторами, служащими в конечном итоге основой выбора в пользу преступления.Практическая значимость: изучение роли эмоций в процессе принятия криминальных и некриминальных решений внесет значимый вклад в развитие криминологии. Результаты исследования будут полезны научным и правоприменительным работникам, также всем тем, кто интересуется вопросами пресечения и предупреждения правонарушений.



ISSN 2782-2923 (Print)