Preview

Russian Journal of Economics and Law

Расширенный поиск
Том 12, № 2 (2018)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

191-203 288
Аннотация

Цель: определение путей выхода экономической теории из состояния системного кризиса, обусловленного ее эмпирическим характером, свойственным протонауке с ее известными структурными ограничениями. Методы: системный подход, метод аналогии, модельный подход. Результаты: в статье на основе изучения классов отношений рассмотрены возможности применения общеметодологического научного инструментария.Для реализации поставленных целей проанализированы труды ученых, демонстрирующих кризис в современной экономической науке. Проблемой является стремление исследователей либо использовать средства и методы, уже наработанные в экономической науке, либо перенести методы из других предметных областей. В обоих случаях недостатком является значительное количество времени, затрачиваемого на поиск оптимального решения задачи. Авторы видят решение проблемы в изучении сфер науки с использованием единой методологии, опираясь на метод аналогии и свойство изоморфизма систем. В этом случае появляется возможность рассматривать ее не как науку в обычном смысле, ориентируемую на изучение различных категорий явлений в узкой предметной области. Показано, что научное знание как система состоит из элементов и различных связей между ними, при этом эквивалентны элементы именно в части этих связей. Поэтому, изменяя элементы систем на прототип, можно получить описание зависимостей между новыми элементами. При этом подчеркивается, что для изучения многосторонних связей необходимо построение интегральных моделей, позволяющих обнаружить совершенно очевидное несоответствие связей структуры предмета с функциональным изображением зависимостей его свойств. Научная новизна: процесс совершенствования экономической теории обретает междисциплинарный характер на стыке экономической науки, методологии и наук общесистемного плана. При этом экономическая наука получает новую область исследования (изучает различные классы отношений), новую совокупность знаний и методологию. Следует отметить, что в такой постановке заявленная в работе проблема в настоящее время недостаточно изучена и требует дальнейших исследований. Результаты исследования расширяют представления о возможных направлениях совершенствования экономической теории. Работа носит постановочный характер, в значительной степени является инновационной. Практическая значимость: может представлять интерес для специалистов в области экономики и смежных дисциплин.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

204-220 301
Аннотация

Цель: рассмотрение особенностей развития централизованной и децентрализованной денежных систем и выявление необходимых условий для перехода национальной экономики на децентрализованные сетевые платформы, функционирующие в рамках технологии распределенных реестров, публичных и частных цифровых валют.Методы: системный подход к познанию экономических явлений, позволяющий изучать их в динамическом развитии с учетом влияния различных факторов внешней среды. Системный подход определил выбор конкретных методов исследования: эмпирического, исторического, логического, сравнительного и статистического.Результаты: в статье рассмотрены различные подходы к организации эмиссии денег. Показано, что эпоха централизованной денежной системы, основанная на эмиссии центральных банков, подошла к своему завершению. Центральный банк является главным звеном централизованной денежной системы, при этом в условиях финансового кризиса 2008 г. его функции как кредитора последней инстанции были существенно расширены за счет изменения парадигмы денежного механизма. Установлено, что новый денежный механизм стал основным каналом предложения денег в экономике, при этом основными факторами формирования нового денежного предложения стали резервные деньги центральных банков, новые базельские стандарты и высокие требования к заемщикам. Такая денежно-кредитная политика и централизация финансового рынка привели к искажению механизма рыночного ценообразования на денежном рынке и нарушению конкуренции на рынке финансового посредничества. Проанализированы новые тенденции зарождения децентрализованной денежной системы в мировой экономике, основанной на публичных и частных цифровых валютах, эмитируемых в обращение пользователями распределительных компьютерных сетей. Показан механизм и технологии эмиссии криптовалют, который предполагает использование публичного или закрытого блокчейна без какого-либо участия центрального банка и других институтов финансового посредничества. Научная новизна: в статье впервые показано, что эпоха централизованной денежной системы, основанная на монопольной эмиссии центральных банков, подошла к своему логическому завершению. В мировой экономике сейчас происходит зарождение децентрализованной денежной системы, основанной на публичной и частной эмиссии цифровых валют; криптовалюты по мере своей легализации, роста масштабируемости, конфиденциальности, валидации и процессов токенизации реальных активов будут становиться ликвидным и менее волатильным денежным активом.Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы для уточнения целевых мандатов, инструментов, каналов и механизмов денежно-кредитной политики Банка России, способных запустить децентрализованный рынок криптовалют, выступающих в роли встроенного стабилизатора финансовой стабильности, эластичного регулирования торговых и финансовых дисбалансов внутри страны и между странами.

221-240 252
Аннотация

Цель: выработка предложений и демонстрация путей возможной трансформации инвестиционного проекта, реализуемого в Нижнем Приангарье, в федеральную целевую программу с позиций взаимодействия развития хозяйства территории и окружающей среды.Методы: в ходе исследования применялись такие общенаучные методы, как системный подход, программно-целевой подход, логический и сравнительный анализ, экономико-математическое моделирование.Результаты: одним из регионов нового хозяйственного освоения в современных условиях России является Нижнее Приангарье в Красноярском крае. Он характеризуется высокой привлекательностью для новых крупномасштабных инвестиций, включая уникальную ресурсную базу, наличие необходимой инфраструктуры для промышленности, что обусловливает необходимость стратегических разработок в области его освоения и дальнейшего развития. В статье проанализированы результаты реализации инвестиционного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья». Определено, что реализуемые в регионе проекты характеризуются рядом проблем, таких как сырьевая направленность развития территории, отсутствие увязки проектов с возможностями региона, отсутствие учета экологических факторов. Для решения выявленных проблем предлагается реализация на территории региона специальной региональной целевой программы комплексного развития территории. Показаны преимущества региональных программ для целей прогнозирования экологических последствий социально-экономического развития региона. Показан инструментарий эколого-экономического анализа последствий реализации хозяйственных решений в регионе. На основе разработанной модели дана оценка влияния на экологию различных экономических решений, в результате чего сформулированы рекомендации по развитию территории с учетом экологического фактора.Научная новизна: проанализированы возможности и ограничения конкретного региона с точки зрения экологического императива (на примере Нижнего Приангарья Красноярского края), дана оценка с экологических позиций результатов и перспектив реализации на его территории крупного инвестиционного проекта, и высказаны рекомендации относительно перспектив развития Нижнего Приангарья с учетом экологических требований. Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы в качестве методической базы и аналитических материалов для подготовки обоснований при принятии хозяйственных решений, связанных с воздействием на окружающую среду в пределах территорий интенсивного хозяйственного развития.

241-255 294
Аннотация

Цель: проведение обобщенного сравнительного анализа двух работ, подвергающих сомнению доминирующую позицию США в эконометрических моделях, использующих несинхронные временные ряды.Методы: сравнительный анализ исследовательской гипотезы, метода подготовки данных и выводов исследования. Результаты: многие исследования, использующие эконометрическое моделирование межбиржевых взаимосвязей, проведенное для бирж разных временных зон, выделяют биржи США в качестве самых влиятельных. Вместе с тем результаты решений классических эконометрических моделей могут вводить исследователей в заблуждение. В большинстве случаев подобный вердикт выносится на основе использования классических эконометрических моделей, не учитывающих проблему несинхронности торгов или неспособных ее учесть. К подобному выводу пришли два исследования. Независимо или нет, Б. Резник и Г. Шусмит повторили исследование Р. Григорьева, демонстрирующее, что классические эконометрические модели с авторегрессионной структурой переменных с высокой долей вероятности подтверждают наличие предшествий, идущих от биржи США к любой другой бирже, тогда как в реальности подобные связи могут объясняться лишь очередностью появления торговых сессий бирж в течение универсального дня или тем фактом, что временные зоны США близки к концу планетарного дня.Научная новизна: работы Р. А. Григорьева и Б. Резника и Г. Шусмита имеют значительные сходства в гипотезе, методе подготовки данных и результатах исследования. Исследования подтверждают наличие закономерности между несинхронностью временных рядов и тестами на наличие влияния от экзогенных лаговых переменных. Практическая значимость: повторное подтверждение наличия закономерности указывает на необходимость корректного учета несинхронности временных рядов внутри спецификации уравнения или методом сдвига временного ряда.

256-265 271
Аннотация

Цель: формулирование определения понятия майнинга, определение его сущности, признаков, видов и особенностей. Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать их в историческом развитии и функционировании в контексте совокупности объективных и субъективных факторов, который определил выбор следующих методов исследования: формально-логический, сравнительно-правовой, социологический. Результаты: в работе обосновано, что майнинг представляет собой новую сложную экономико-правовую технологию и одновременно новый вид человеческой активности в экономической сфере, который не является предпринимательской деятельностью. В связи с этим представляется, что майнинг не должен подлежать налогообложению, не предполагает специализированное государственно-правовое регулирование (лицензирование, контроль и т. п.), не может рассматриваться при отсутствии регистрации как незаконное предпринимательство и не влечет иных негативных последствий от осуществления таких действий.Научная новизна: впервые в научной литературе рассмотрено определение понятия «майнинг» с учетом двух его основных составляющих: информационной и юридической. В отличие от определения понятия «майнинг», сформулированного в проекте Федерального закона «О цифровых финансовых активах», упоминание о потреблении электроэнергии было исключено, поскольку в действительности существуют иные виды майнинга, которые проблематично поддаются детекции по стабильно высокому уровню потребления энергии в расчете на систему.Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной, педагогической и правотворческой деятельности при рассмотрении вопросов, связанных с правовым регулированием майнинга.

266-299 366
Аннотация

Цель: на основе критической оценки терминов и структур, связанных с методологией антикризисного управления, предложение нового взгляда на понятие и структуру методологии антикризисного управления и методологии антикризисного управления макроэкономикой.Методы: абстрактно-логический.Результаты: в статье обосновывается важность изучения структуры методологии антикризисного управления в условиях явного кризиса в российской макроэкономике и, как правило, низкоэффективных антикризисных мер, предпринимаемых государством в последние два десятилетия. Проанализированы исследования, направленные на изучение понятий, связанных с методологией антикризисного управления, в результате чего выявлены основные их недостатки. Обобщены исследования, касающиеся структуры методологии антикризисного управления. Установлено, что все эти исследования неоптимальны с точки зрения структуры методологии.На основе анализа литературы в статье предлагается авторская трактовка понятия методологии антикризисного управления и методологии антикризисного управления макроэкономикой. Предложены новые структуры этих двух методологий. Сформулированы и доказаны принципы государственного антикризисного управления экономикой. Классифицированы и охарактеризованы основные условия реализации методологии антикризисного управления в России: сильно, средне- и слабоинерционные. Все они пояснены конкретными примерами.Научная новизна: сформирована новая компоновка структуры методологии антикризисного управления и методологии антикризисного управления макроэкономикой. Новизной является как включение субъектов и целей в новую методологию, так и выделение ее субъектов в следующем составе: государство и агенты, тесно с ним связанные, бизнес-сообщество, иностранные агенты, социум и иные субъекты, имеющие многие общие свойства с уже названными. Кроме того, все элементы структуры методологии антикризисного управления макроэкономикой конкретизированы с уточнением их сути и раскрытием их ключевых взаимосвязей.Практическая значимость: применение на практике предложенных методологий позволит лучше реализовывать антикризисное управление в макроэкономике, чем применение известных классических подходов, в основном ориентированных на микроэкономику.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

300-333 278
Аннотация

Цель: определение и описание границ, специфики формирования и содержания антикоррупционного процессуального законодательства субъектов Российской Федерации.Методы: методологической основой проведенного исследования является диалектический материализм и основанные на нем общенаучные методы познания: анализ, синтез, сравнение, группировка и другие, используемые в юридических науках.Результаты: в работе исследован феномен антикоррупционного процессуального законодательства субъектов Российской Федерации как межотраслевой институт современного российского антикоррупционного законодательства. Описаны и объяснены причины принятия региональных законов, регулирующих процедурные вопросы реализации государственной политики противодействия коррупции - делегирование полномочий по их принятию федеральным законодателем и потребности правоприменительной практики. Выделена предметная область правового регулирования регионального антикоррупционного процессуального законодательства: а) представление сведений об имущественном состоянии отдельных категорий чиновников и членов их семей; б) проверка представленных сведений; в) обнародование информации об имущественном состоянии отдельных категорий чиновников и членов их семей; г) привлечение к юридической ответственности чиновников за несоблюдение антикоррупционных требований, в том числе увольнение с занимаемой должности в связи с утратой доверия. Предложена собственная научная правовая дефиниция антикоррупционного процессуального законодательства субъектов Российской Федерации как межотраслевого правового института. Научная новизна: впервые в российской юридической науке заявлено о наличии межотраслевого института антикоррупционного процессуального законодательства субъектов Российской Федерации, доказано его существование, описано и объяснено его содержание, а также выработана и предложена собственная научная категория «антикоррупционное процессуальное законодательство субъектов Российской Федерации». Практическая значимость: обусловлена тем, что результаты проведенного исследования могут использоваться при систематизации и кодификации федерального и регионального антикоррупционного законодательства, а также позволят заложить теоретические основы антикоррупционного процессуального права. Связана с возможностью совершенствования регионального законодательства, регулирующего процессуальные вопросы реализации государственной политики противодействия коррупции.

ПЕРЕВОДНЫЕ СТАТЬИ

334-384 283
Аннотация

Цель: рассмотрение возможности появления налога на собственность, который бы способствовал эффективному перераспределению ресурсов и при этом не устранял стремления собственников к инвестированию.Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать их в историческом развитии и функционировании в контексте совокупности объективных и субъективных факторов, который определил выбор следующих методов исследования: формально-логический, сравнительно-правовой, социологический. Результаты: существующая система частной собственности противоречит принципу эффективности распределения ресурсов, поскольку предоставляет владельцам возможность удерживать завышенные цены. В работе предлагается разрешить это противоречие с помощью налога на собственность, исчисляемого на основе самооценки стоимости собственности ее владельцем, производимой с известной периодичностью, при условии, что владелец должен продать данную собственность любой третьей стороне, готовой заплатить указанную стоимость. Таким образом, ставка налога будет представлять собой компромисс между выгодами от эффективного распределения ресурсов и убытками от эффективности инвестиций и для большинства активов будет колебаться между 5 и 10 % в год. В статье данная система налогообложения подробно рассматривается с экономической и юридической точек зрения.Научная новизна: состоит в предложении парадигмы принципиально новой экономики, которая опирается не на институт частной собственности, а на институт частичной собственности с введением налога на собственность по Харбергеру. Практическая значимость: рассмотрены практические примеры реализации концепции налога на собственность по Харбергеру для разных типов и объектов собственности. Показано, что глобальные тренды на цифровизацию экономики, в частности Интернет вещей (Internet of Things), системы распределенных реестров, электронные аукционы и геопозиционирование объектов собственности, являются ключевыми технологиями для практической реализации концепции налога на собственность по Харбергеру.

385-412 731
Аннотация

Цель: рассмотрение причин и условий, приведших к снижению доверия в сфере предпринимательской деятельности между представителями алмазной индустрии и отраслевой системой арбитража, а также выявление особенностей ограничения сделок, основанных на доверии.Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать их в историческом развитии и функционировании в контексте совокупности объективных и субъективных факторов, который определил выбор следующих методов исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический. Результаты: в работе оцениваются недавние изменения в алмазной промышленности. Отмечается, что возрастающее недоверие между участниками подрывает основы бизнеса, в котором репутация всегда играла важную роль; теперь отсутствие сотрудничества становится все более распространенным явлением. Упадок сотрудничества подорвал доверие даже к отраслевой системе арбитража в лице Нью-Йоркского клуба алмазных дилеров. Также в работе определены некоторые экономические силы, уменьшающие экономическую выгоду от сотрудничества и, соответственно, увеличивающие экономическую привлекательность нечестного поведения: изменения в производстве алмазов привели к повышению оптовых цен, появление интернет-торговли привело к снижению розничных цен; таким образом, прибыли посредников сократились. Кроме того, появление алмазного бизнеса в Индии усилило конкуренцию среди посредников, еще более уменьшив их прибыли. Возникновению алмазного бизнеса в Индии способствовала доступность кредитования, поддержанного государством, в результате чего имело место чрезмерное распространение этого бизнеса и волна банкротств. Утрата доверия и возрастающая ненадежность сделок, основанных на репутации, ускорили реструктуризацию данной отрасли в направлении вертикальной интеграции компаний с целью отказаться от традиционных цепочек поставок через посредников. Эти изменения, как и продолжающаяся утрата доверия, свидетельствуют о значительных переменах в этой отрасли, исторически служившей образцом деловых отношений Научная новизна: в работе впервые обоснована необходимость переосмыслить доминирующую в настоящий момент концепцию кооперации и разрешения споров в алмазном бизнесе, а также полностью пересмотреть экономику алмазной отрасли. В связи с этим отмечено, что отношения на основе доверия и вертикальная интеграция - вещи, взаимно заменяющие друг друга, и что вертикальная интеграция выходит на первый план после разрушения доверия. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной, педагогической и правоприменительной деятельности при рассмотрении вопросов, связанных с правовым регулированием алмазной индустрии.

ДИСКУССИИ

413-427 239
Аннотация

Цель: рассмотрение недостатков социально-правовых и криминологических исследований в Институте государства и права Российской академии наук и на основе их анализа предложение перспективных направлений научных правовых исследований в целях формирования эффективного законотворчества.Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать их в историческом развитии и функционировании в контексте совокупности объективных и субъективных факторов, который определил выбор следующих методов исследования: формально-логический, сравнительно-правовой, социологический. Результаты: Институт государства и права Российской академии наук должен быть организацией, специализирующейся на исследовании существующих тенденций и закономерностей преступности, прогнозировании и разработке проектов нормативных правовых актов по противодействию противоправной массовой деятельности. Однако в действительности научные разработки вышеназванного института не всегда учитываются в законотворческой и правоприменительной деятельности. В результате этого отсутствуют точные данные о реальном объеме преступности и ее отдельных устоявшихся видах; не проанализированы социальные и экономические последствия преступности; не выработан эффективный механизм борьбы с преступностью; отсутствуют данные о расходах на противодействие преступности и содержание преступников в местах лишения свободы; не представлен сколько-нибудь адекватный прогноз возможного развития преступности на основе интенсивных изменений в мире и в стране.Научная новизна: проведенный критический анализ истории создания, развития и взаимодействия Института государства и права Российской академии наук с органами государственной власти позволил обосновать необходимость создания полноценного аналитического центра в вышеназванном институте для получения системной информации о правовом и криминологическом состоянии на территории Российской Федерации.Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов, связанных с определением перспективных направлений научных правовых исследований.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СТАТЬИ

428-442 256
Аннотация

Цель: исследование вопросов обеспечения независимости уполномоченных по защите прав предпринимателей от влияния региональных властных элит. Методы: достоверность проведенного исследования и обоснованность аргументации автора обеспечиваются применением как эмпирических, так и теоретических методов познания (описание, анализ, синтез, индукция, дедукция). Помимо общенаучных методов, в работе использовались специально-юридические методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой. Результаты: на основе анализа нормативных правовых актов субъектов РФ, регулирующих порядок учета мнения предпринимательского сообщества, рассмотрена проблема независимости бизнес-омбудсменов. Автор представил в систематизированном виде организационно-правовые характеристики процедуры назначения на должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в различных регионах страны, оценив их фактическое значение в обеспечении учета мнения бизнес-сообщества. Научная новизна: на основе проведенного исследования автор предлагает оптимальную модель правового регулирования порядка учета мнения предпринимательского сообщества, обеспечивающую реальное влияние позиции бизнес-объединений на процесс назначения уполномоченного по защите прав предпринимателей. Практическая значимость: результаты и рекомендации, содержащиеся в статье, могут быть использованы для дальнейшего совершенствования правового регулирования института уполномоченных по защите прав предпринимателей, поиска путей обеспечения их независимости.



ISSN 2782-2923 (Print)