Preview

Russian Journal of Economics and Law

Расширенный поиск
Том 18, № 2 (2024)
Скачать выпуск PDF

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

287-313 1997
Аннотация

Цель: выявление тенденций развития российской экономики в период новых антироссийских санкций. Для этого в работе анализируется влияние новых санкций на бюджетную сферу, развитие секторов и отраслей экономики, российских регионов.

Методы: в работе используются данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата), Федерального казначейства, Министерства экономического развития РФ (Минэкономразвития), Центрального Банка Российской Федерации (Банка России), Федеральной налоговой службы (ФНС), Федеральной таможенной службы (ФТС), Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Для их анализа применяются графический, табличный, аналитический методы.

Результаты: новые антироссийские санкции вызвали значительные изменения в страновой структуре российского экспорта и торговом балансе страны. Снижение притока иностранной валюты оказало существенное давление на курс рубля, что создавало инфляционные риски. Сдерживал девальвацию новый валютный режим Банка России. Благоприятная конъюнктура на рынке энергоресурсов в 2022 г. привела к росту доходов бюджета. Следствием активной фискальной политики, поддерживаемой умеренной денежно-кредитной экспансией, стал экономический рост 2023 г.  Однако он был достигнут ценой увеличения бюджетного дефицита и внутреннего государственного долга. Ответ различных отраслей и регионов на санкционный шок оказался разнородным. Важную роль играла выработка хозяйствующими субъектами определенных приспособительных стратегий поведения, а также ответные меры властей. Новый санкционный режим российской экономики побудил пересмотреть парадигму государственного регулирования экономики. Политика дирижизма проявилась в увеличении госзаказа, субсидий и прочей поддержки защищенных отраслей при одноразовых изъятиях конъюнктурных доходов крупного бизнеса. Денежно-кредитная и налоговая политика постепенно приобрели гибридный характер. Важным инструментом государственного регулирования во время санкций стало прямое и косвенное регулирование цен.

Научная новизна: комплексный анализ тенденций развития в период новых антироссийских санкций, их влияния на внешнеэкономические параметры, бюджетную сферу, финансовую систему, развитие российских отраслей и регионов.

Практическая значимость: обобщение и анализ статистической информации о различных аспектах развития российской экономики в период новых антироссийских санкций. Работа может быть полезна исследователям, изучающим функционирование российской экономики в условиях санкций, представителям бизнеса для оценки рисков, возможностей и перспектив его развития, государственным органам для формирования эффективной антикризисной политики.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

314-331 431
Аннотация

Цель: определение содержания концептов, позволяющих формализовать проблемное поле современных социально-трудовых отношений (СТО), и формирование решения проблемы регуляции СТО с точки зрения фактора рационализации.

Методы: содержательный анализ и систематизация материалов научных публикаций, включая логический, сравнительный и контекстуальный анализ; методы диалектического познания, системного анализа и синтеза, SWOTанализа, моделирования; структурный и системно-функциональный подход.

Результаты: на основе анализа публикаций зарубежных и отечественных авторов, рассматривающих различные аспекты определения и развития СТО, сформировано содержание концептов, отражающих явление в логике изменений, проблем и решений. Зафиксирована проблемная область понимания современных СТО, в рамках которого не дифференцируется потенциал рационализации в деятельности субъектов труда, что обусловливает сложности как в формализации некоторых актуальных проблемных аспектов, так и в формировании релевантных корректирующих предложений. Разработано решение, учитывающее ресурс экономического мышления ограниченно рациональных индивидов, что позволяет дополнить содержательную конструкцию понятия рационализации в контексте трудовой деятельности. С точки зрения сформированного теоретико-методологического инструментария раскрыты возможности улучшения адаптивности трудовых агентов в условиях изменений СТО и повышения конструктивного взаимодействия субъектов СТО в целом, а также показаны потенциальные направления научного поиска, касающиеся деятельности трудовых акторов как субъектов рационализации в условиях изменений.

Научная новизна: в статье разработан концепт рационализации труда как функции системного экономического мышления, с точки зрения которого становятся возможными компенсация ограниченной рациональности и тем самым повышение конструктивного взаимодействия субъектов СТО.

Практическая значимость: разработанные в статье положения могут быть использованы в научно-исследовательской работе при рассмотрении вопросов СТО и рационализации труда и в образовательной деятельности с точки зрения разработанной модели компетенций.

332-368 842
Аннотация

Цели: на основе анализа внешней и внутренней среды российской экономики и антикризисных мер, реализованных Правительством РФ, предложить свои антисанкционные и санкционные меры.

Методы: использованы такие приемы абстрактно-логического метода, как анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, прогнозирование.

Результаты: дана критическая оценка антикризисных мер других ученых, проанализирован антисанкционный план РФ 2022–2024 гг. В результате проведенных расчетов определены примерные параметры расходов бюджетной системы на реализацию антисанкционной политики. Оценены перспективы, основные меры и планы по выведению из кризиса приоритетных отраслей национальной экономики. Установлено, что, несмотря на успешность реализации антисанкционного плана, многие из проблем, мешающих развиваться российской экономике, все еще не решены. Предложены основные антисанкционные и санкционные меры для развития российской экономики.

Научная новизна: предложены меры по коррекции антисанкционной и санкционной экономической политики России. Во-первых, в области перехода к неочевидной, рациональной, защитно-атакующей и протекционистской санкционной экономической политике России. Во-вторых, для перехода к открытой, долгосрочной, протекционистской и превентивной антисанкционной экономической политике РФ.

Практическая значимость: предложенные меры ослабят последствия санкционной войны и заложат основу экономического развития России в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Системный подход к изучению антисанкционной и санкционной экономической политики России позволит другим странам (в первую очередь Китаю) заимствовать российский опыт успешного противодействия санкциям США и их союзников.

369-386 1232
Аннотация

Цель: в современной экономической системе в условиях глобализации эффективная промышленная политика является одним из базовых условий обеспечения устойчивого экономического развития в рамках формирования и развития многополярных экономических систем. Инструментарий реализации промышленной политики формирует условия для опережающего развития национальной и региональной экономики. Целью исследования является выявление ключевых особенностей промышленного развития национальной экономической системы в условиях глобализации, базового инструментария реализации эффективной промышленной политики в российской экономике.

Методы: при рассмотрении особенностей и факторов промышленного развития и инструментария реализации эффективной промышленной политики были использованы методы системного и исторического анализа, методы сравнения и выявления ключевых особенностей реализации и трансформации инструментария промышленной политики в современной российской экономике.

Результаты: на основе анализа мирового опыта реализации промышленной политики в рамках основных моделей промышленного развития были определены преимущества и недостатки каждой соответствующей модели промышленной политики; в рамках инновационной модели промышленного развития систематизированы индикаторы оценки эффективности промышленной политики, а также особенности формирования инновационной среды промышленного развития, выявлены особенности реализации промышленной политики в условиях глобализации в российской экономической системе, структурированы основные инструменты реализации промышленной политики.

Научная новизна: на основе анализа процессов промышленного развития и научных подходов к промышленному развитию и реализации промышленной политики выявлены особенности использования инструментария промышленной политики в российской экономической системе в рамках сочетания и трансформации инструментария инновационной и импортозамещающей моделей реализации промышленной политики, определена противоречивость в изменении роли государства при реализации эффективной промышленной политики в современной экономике в условиях глобализации (тенденции ослабления роли государства в последние десятилетия в развитых экономиках сменяются необходимостью усиления государства в обеспечении формирования эффективного инновационного процесса и промышленного развития), систематизированы инструменты реализации промышленной политики в современной экономической системе на основе анализа мирового опыта.

Практическая значимость: результаты исследования инструментов промышленной политики в современной экономике с учетом регионального аспекта могут быть использованы в рамках налаживания механизмов реализации инновационного процесса и процесса импортозамещения в современной российской экономике на основе сочетания корректировки используемого инструментария и методов реализации промышленной политики, при формировании и реализации программ устойчивого промышленного развития на федеральном и региональном уровне.

387-421 484
Аннотация

Цель: заключается в раскрытии сущности цифровизации образовательных организаций как реализации продукт- и процесс-инноваций их инновационной деятельности с точки зрения управления, включающей (здесь) статистику инноваций в экономике данных. 

Методы: анализ, синтез, классифицирование. Объект исследования: процессы цифровизации образовательных организаций как составная часть их инновационной деятельности в четвертой промышленной революции. Предмет: продуктовые и процессные инновации, реализуемые в процессе цифровизации образовательных организаций.

Результаты: в работе выявлены продукт- и процесс-инновации как результат цифровизации образовательных организаций, составлен их перечень, при этом учтены процессы виртуализации активов, управления и платформизации во внутренней и внешних средах образовательной организации. Уточнено понятие «цифровизация образовательных организаций» как совокупности процессов виртуализации и платформизации, рассматриваемого как составная часть инновационной деятельности образовательных организаций, результатом которой являются продуктовые и процессные инновации. Разработаны рекомендации для экспертов в области цифровизации образовательных организаций в частях нормативно-правового регулирования исследуемого процесса, его организации, методического обеспечения; достижения технологического суверенитета образовательной системы на основе внедрения продуктовых и процессных инноваций.

Научная новизна: заключается в раскрытии сущности цифровизации образовательной организации как части ее инновационной деятельности, с выделением продукт- и процесс-инноваций в направлениях виртуализации и платформизации в теории и практике вопроса.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы при формировании стратегий управления продуктовыми, процессными инновациями, возникающими в процессе цифровизации образовательных организаций, при сборе статистической информации об инновационной деятельности образовательных организаций в цифровой экономике.

КРИПТОМИР И ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСЫ

422-452 2891
Аннотация

Цель: определение текущего состояния рынка цифровых финансовых активов и перспектив его развития.

Методы: в работе использованы сравнительно-логические методы, анализ, синтез, сравнительный анализ в части сопоставления теоретической стороны рынка ЦФА и практического использования данной технологии; SWOTанализ, метод экспертных оценок.

Результаты: в эпоху цифровизации многих экономических процессов одним из ключевых трендов финансовых рынков становится токенизация активов. В то же время отмечается отсутствие качественной институциональной системы управления цифровыми финансовыми активами. Авторами определены тенденции развития рынка ЦФА, проведен анализ текущего состояния рынка, исследованы опубликованные работы ученых, на основе которых подготовлен краткий обзор литературы, составлен SWOT-анализ рынка ЦФА, определены преимущества, потенциал и угрозы развития рынка в РФ. В работе обозначены тенденции развития рынка ЦФА с учетом существующих рисков, что актуально для инвесторов при планировании инвестиций и выборе ЦФА как объекта инвестиций, диверсификации инвестиционного портфеля.

Научная новизна: проведен нарративный анализ развития рынка цифровых финансовых активов. Проведен сравнительный анализ цифровых финансовых активов и традиционных финансовых инструментов. Определены основные регуляторные решения инфраструктурных проблем, которые требуются для развития цифровых финансовых активов. Представленный SWOT-анализ послужил основой для формирования авторского взгляда на страновое развитие ЦФА-технологий, что актуально для исследователей регуляторных аспектов, системной унификации и гармонизации нормативно-правовой базы и социально-экономических отношений.

Практическая значимость: в ходе исследования был проведен анализ объема эмиссий ЦФА, определены наиболее встречаемые при выпусках виды ЦФА. Эмитенты ЦФА, операторы, как организаторы выпусков ЦФА, и инвесторы могут использовать результаты данного исследования для принятия решений в деятельности с использованием цифровых активов.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

453-468 367
Аннотация

Цель: систематизация знаний об информационно-криминологических возможностях механизма правового регулирования в сфере противодействия коррупции, а также выработка предложений по оптимизации его правовых средств.

Методы: комплекс методов научного познания, включающих универсальные и формально-логические методы, прежде всего формально-юридический, моделирование, идеализация; ретроспективный подход в изучении становления и развития взаимосвязанных криминологического и политического научных направлений, благодаря которым стала возможной результативность настоящего исследования. В качестве основного научного инструмента использован аналитический метод.

Результаты: проработан определенный круг признаков, характеризующих систему противодействия коррупции и информационный спектр ее инфраструктуры, относящийся к трем основным видам деятельности: криминологической, политической, управленческой. Часть данных признаков, характеризующих очертания складывающегося понятия «сопровождение» в рассматриваемой системе функционирования, концептуализирована и в определенной мере категоризирована. Это, в свою очередь, позволило определить контуры формируемой системы инструментальных знаний, оптимизирующих реализацию принципа научности в политическом управлении противокоррупционной системы.

Научная новизна: изложена идея концептуального оформления научных положений относительно информационного сопровождения противодействия коррупции, механизм которого еще не сложился. В этом отношении видятся перспективными идеи в технологической области управленческой системы противодействия коррупции. В частности, идеи внедрения в систему таких правовых механизмов, как криминологический мониторинг, криминологическая экспертиза, разновидность которой реализована в антикоррупционной экспертизе. Новизна разработки также состоит в дополнительном предмете исследования, в качестве которого выступают еще и специальные меры предупредительного воздействия на коррупционные правонарушения, исследуемые на предмет их результативности и обеспечения криминологической безопасности.

Практическая значимость: выработанные в настоящем исследовании теоретические положения призваны сформировать в профессиональном правосознании научный, криминологический критицизм в подходе к принятию решений, выбору и реализации средств и технологий их применения в сфере противодействия коррупции.

469-480 681
Аннотация

Цель: исследование проблем правового регулирования интеллектуальных систем распознавания образов и смысла в системе предупреждения и пресечения правонарушений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационной сети.

Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать их в историческом развитии и функционировании в контексте совокупности объективных и субъективных факторов, который определил выбор следующих методов исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, правового моделирования, теории множеств, теории графов.

Результаты: предупреждение правонарушений включает формы профилактики и процессуальные формы предупреждения правонарушений. Объединяет эти два множества форм принятие мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению правонарушений. Однако выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, не входит в множество процессуальных форм предупреждения правонарушений. Процессуальные формы направлены на предотвращение конкретных видов правонарушений, в то время как профилактика в какой-то мере использует методы предиктивной аналитики, предполагая возможность наступления негативного антисоциального события и используя различные организационные, технологические и правовые инструменты и меры. Следовательно, прогнозирование преступных действий является одним из этапов предупреждения правонарушений, осуществляемых с использованием методов предиктивной аналитики данных, оставленных человеком. Точность вычислений, проводимых искусственным интеллектом (ИИ), с каждым годом увеличивается, в связи с чем растет и точность полученных вероятностей и прогнозов.

Научная новизна: в статье проведено междисциплинарное исследование проблемы предотвращения негативных социальных отклонений, происходящих с использованием информационно-телекоммуникационной сети, путем организации взаимодействия провайдеров хостинга, использующих интеллектуальные системы распознавания образов и смысла и правоохранительных органов. Установлено, что применение ИИ правоохранительными органами и их взаимодействие с провайдерами хостинга позволяют не только выявить противоправный и общественно опасный контент, но и оценить вероятность совершения преступления конкретным человеком. Применение ИИ провайдерами хостинга позволит обеспечить профилактику противоправных действий, выявить стадию формирования преступного умысла, выраженного в размещенной им информации, и тем самым минимизировать возможность перерастания умысла в реальность преступных действий.

Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной, педагогической и правоприменительной деятельности при рассмотрении вопросов, связанных с правовым регулированием алгоритмов ИИ, возможности их применения в целях предупреждения и пресечения правонарушений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационной сети.

481-499 345
Аннотация

Цель: определение влияния на коррупцию социально-демографических факторов и характеристик политических и экономических изменений.

Методы: в работе использован метод сравнительного анализа, а также построение таблиц сопряжений и индексный метод, в качестве информационной базы применялись данные мониторинга общественного мнения населения Вологодской области, в рамках которого опрошено посредством анкетирования по месту жительства 1 500 респондентов. Выборка случайная, квотная, репрезентативность обеспечена соблюдением пропорций между жителями населенных пунктов различных типов, половозрастной структуры населения, ошибка выборки не превышает 3 %.

Результаты: проявления коррупции являются предметом научного дискурса достаточно длительное время, однако подходы к ее изучению постоянно расширяются с исторической, правовой, экономической точки зрения. В статье коррупция рассматривается как многоаспектное явление и анализируется с позиций интегративного подхода, предполагающего учет территориальных аспектов, социально-демографических факторов, а также восприятия населением политической и экономической ситуации в стране и в регионе. Анализ результатов оценки общественного мнения об уровне распространенности коррупции в регионе показал, что наиболее подвержены коррупционным проявлениям органы власти и система здравоохранения. Оценка территориальной распространенности коррупции показала, что по линии «центр – периферия» значения индекса коррумпированности выше в областном центре, чем в районах. Также было выявлено, что различие в социально-демографических характеристиках населения незначительно сказывается на восприятии изменения уровня распространенности коррупции в отличие от восприятия коррупции в зависимости от экономической и политической обстановки в регионе.

Научная новизна: на основе анализа результатов мониторинга уровня развития коррупции в регионе показано, что положительные оценки политической и экономической ситуации связаны с восприятием коррупции на неизменном уровне либо со снижением уровня коррупции. Так, при хороших и очень хороших оценках экономического положения чаще речь шла о снижении уровня коррупции в последний год.

Практическая значимость: выявленные связи между коррупцией, социально-демографическими, политическими и экономическими факторами могут послужить основой для корректировки и совершенствования антикоррупционной политики на уровне региона и страны в целом.

500-516 531
Аннотация

Цель: обобщение имеющихся исследований для достижения всестороннего понимания влияния неравенства доходов на страх перед преступностью и выяснения, как экономическое неравенство влияет на безопасность в обществе.

Методы: использовались качественные методы, включая сравнительный анализ и обобщение, а также историко-генетический метод. Для составления подборки рецензируемых эмпирических исследований был проведен систематический поиск по нескольким базам данных, таким как PubMed, PsycINFO, Web of Science, Scopus и Google Scholar. Для расчета общей величины эффекта использовалась модель случайных эффектов, при этом оценивались неоднородность исследований и факторы, влияющие на их результаты, такие как географическое положение и соотношение городских и сельских районов.

Результаты: на основе широкого спектра эмпирических данных была выявлена умеренная положительная связь между неравенством доходов и страхом перед преступностью, особенно выраженная в городских районах. Умеренная неоднородность исследований указывает на вариативность в зависимости от контекста. Обобщенные данные свидетельствуют о значительной роли неравенства доходов в усилении страха перед преступностью и указывают на сложную взаимосвязь между экономическим неравенством и воспринимаемой безопасностью общества.

Научная новизна: данное исследование представляет собой первую попытку преодолеть разрыв между теоретическими положениями теорий социальной дезорганизации и неравенства, с одной стороны, и эмпирическими данными о влиянии неравенства доходов на страх перед преступностью – с другой; в работе представлен всесторонний обзор и подчеркиваются расхождения, закономерности и общее значение связи между данными явлениями.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть полезны политикам и общественным деятелям при разработке целевых мероприятий по снижению страха перед преступностью, подчеркивая необходимость политики, направленной на устранение экономического неравенства и повышение общественного благосостояния. Кроме того, рекомендуется проведение дальнейших лонгитюдных исследований для изучения причинно-следственных связей и механизмов, определяющих взаимозависимость между неравенством доходов и страхом перед преступностью, что обогащает концепции институциональной экономики в отношении пределов и возможностей институциональных преобразований для повышения безопасности общества.

ПЕРЕВОДНЫЕ СТАТЬИ

517-534 263
Аннотация

Цель: анализ эффективности комплексной защиты обвиняемых в совершении преступлений, а также выработка рекомендаций по механизму его совершенствования.

Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать их в историческом развитии и функционировании в контексте совокупности объективных и субъективных факторов, который определил выбор следующих методов исследования: формально-логический и социологический.

Результаты: модель комплексной общественной защиты более сложна, чем традиционная модель общественной защиты. Целью комплексной защиты является удовлетворение внеправовых потребностей, связанных с уголовным обвинением; она не концентрируется исключительно на проблемах обвинения по текущему уголовному делу. Эта модель представляет собой стратегию сотрудничества, которая обычно объединяет социальных работников и юристов по гражданским делам в одну команду с юристами по уголовным делам. Существующие исследования по проблемам комплексной защиты показали ее эффективность в работе с социальными и юридическими потребностями граждан, результатом которой явилось сокращение уровня рецидивизма и снижение затрат судебной системы.

Научная новизна: в данной статье описывается и оценивается пилотный проект по внедрению модели комплексной защиты в юго-западном регионе Аляски в сравнении с аналогичными моделями, применяющимися в других юрисдикциях Соединенных Штатов Америки. Полученные результаты совпадают с выводами предыдущих исследований, которые показали, что удовлетворение внеправовых потребностей подзащитных имеет большое значение для снижения уровня рецидивизма и затрат, кроме того, улучшая исходы дел. В статье также обсуждаются вопросы практического применения модели и даются рекомендации для совершенствования оценки модели комплексной защиты.

Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной, педагогической и правоприменительной деятельности при рассмотрении вопросов, связанных с комплексной защитой.

ОБЗОРЫ КОНФЕРЕНЦИЙ

535-553 1030
Аннотация

Цель: обзор результатов работы VII Сибирского антикоррупционного форума «Стимулы и ограничения в системе обеспечения антикоррупционной безопасности», состоявшегося в г. Красноярске 15–16 декабря 2023 г. (организаторы: Сибирский федеральный университет, Администрация Губернатора Красноярского края, Прокуратура Красноярского края, Управление Минюста России по Красноярскому краю, Красноярское региональное отделение Ассоциации юристов России).

Методы: общенаучный метод диалектического познания, а также ряд частно-научных методов, таких как историко-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический (дедукции, индукции, определения и деления понятия) и др.

Результаты: на форуме состоялось обсуждение следующих ключевых тем: антикоррупционная безопасность как интегративная научная категория, а также роль стимулов и ограничений в системе ее обеспечения; история развития, понятие, виды и система антикоррупционных мер стимулирования и ограничения; международно-правовое регулирование стимулов и ограничений в системе обеспечения антикоррупционной безопасности; зарубежный и отечественный опыт ресурсного обеспечения антикоррупционных мер стимулирования и ограничения; роль правоохранительных органов и институтов гражданского общества в обеспечении антикоррупционной безопасности; антикоррупционный потенциал процессов цифровизации и др.

Научная новизна: основным лейтмотивом научно-практического диалога на мероприятиях форума стало обсуждение проблем гармонизации антикоррупционных стимулов и ограничений, поскольку поиск успешного сочетания данных инструментов правового воздействия позволит создать правовые предпосылки для качественного перехода к новой модели антикоррупционной деятельности и обеспечить безопасность личности, общества и государства от различных коррупционных угроз.

Практическая значимость: по результатам работы форума сформулированы резолютивные предложения, направленные на совершенствование государственной политики в области противодействия коррупции, а также антикоррупционной деятельности различных субъектов. Данные результаты представляют интерес для научных, педагогических, правоприменительных работников, а также всех интересующихся вопросами противодействия коррупции.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 2782-2923 (Print)