Preview

Russian Journal of Economics and Law

Расширенный поиск
Том 11, № 4 (2017)

ДИАЛЕКТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

5-22 283
Аннотация

Цель: раскрытие содержания виктимологического антикоррупционного консультирования как специального вида профессиональной деятельности по антикоррупционному просвещению.Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений определил следующие методы исследования:анализ, синтез, сравнение, формально-юридический и сравнительно-правовой.Результаты: описаны основы правового регулирования виктимологического антикоррупционного консультирования на региональном и муниципальном уровнях в отдельных субъектах Российской Федерации. Разработана и предложена научная правовая дефиниция «виктимологическое антикоррупционное консультирование» как одна из основных форм антикоррупционного просвещения. Выделены, описаны и объяснены наиболее распространенные в антикоррупционной деятельности виды виктимологического антикоррупционного консультирования (официальное, неофициальное и доктринальное). Определены основные формы и средства виктимологического антикоррупционного консультирования в органах публичной власти, организациях и учреждениях. Предложены меры по совершенствованию правового регулирования виктимологического антикоррупционного консультирования на региональном, ведомственном, муниципальном и локальном уровнях.Научная новизна: впервые в российскую криминологическую науку введен термин «виктимологическое антикоррупционное консультирование», раскрыто его содержание, найдены и описаны правовые основы этого направления антикоррупционного просвещения.Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной, образовательной, правоприменительной и правотворческой деятельности.

23-34 278
Аннотация

Цель: анализ основных практик противодействия коррупции в современном обществе в целях выработки важнейших направлений такого противодействия.Методы: диалектический метод познания и основанные на нем общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция). Результаты: в работе представлены основные модели противодействия коррупции в современном обществе. Феномен коррупции рассматривается и обсуждается с различных позиций. Факты коррупции часто сложно выявить, поскольку их держат в тайне, они не фиксируются и не становятся достоянием гласности. Более того, антикоррупционные меры раз за разом показывают свою несостоятельность. Частично это объясняется тем, что коррупция как многогранное социальное явление проникла во многие сферы общества. Несмотря на то, что многие области жизни отличаются высокой степенью неформальности и коррупция в них особенно процветает, усилия по борьбе с ней, напротив, до сих пор направлены в основном на реформирование формальных правовых актов. Однако обсуждение формальных правил и институтов невозможно отделить от изучения неформальных норм, и наоборот. Эти две сферы - нормы и законы - действуют бок о бок, взаимно завися друг от друга. Поэтому любое обсуждение реформ должно затрагивать как формальные, так и неформальные правила и институты, а также взаимодействия между ними. Чтобы приступить к преодолению противоречия между формальными законами и неформальными правилами, законодатели при разработке различных законов в области промышленности, здравоохранения и безопасности должны наладить сотрудничество со специалистами в области производства, профсоюзами и потребителями. Такое партнерство, при условии, что оно будет результативным, должно быть более гармоничным и снизить возможности для коррупции. В конечном счете любая реформа, направленная на борьбу с коррупцией, только тогда будет эффективной, когда она нацелена не только на сложную систему формальных и неформальных правил и норм, преобладающих в обществе, но и на общую недостаточность этики противодействия коррупции, присущую всем сторонам, действующим в данном социуме.Научная новизна: описаны основные модели противодействия коррупции на базе анализа имеющихся литературных источников и предложены меры по оптимизации противодействия коррупции.Практическая значимость: выводы и положения статьи могут быть использованы в научной, законотворческой и правоприменительной деятельности, учебном процессе образовательных организаций высшего образования.

35-46 298
Аннотация

Цель: показ возможностей административно-правового регулирования противодействия причинам и условиям, детерминирующим коррупционное поведение в социальной сфере.Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать их в историческом развитии и функционировании в контексте совокупности объективных и субъективных факторов, который определил выбор следующих методов исследования: анализ, синтез, сравнение, системный, формально-юридический, сравнительно-правовой.Результаты: раскрытие причин и условий, детерминирующих коррупцию в социальной сфере, позволяет сделать вывод о том, что она должна исходить из: 1) признания социальной сферы ключевым объектом защиты от коррупции;2) разработки специальных административно-правовых средств противодействия коррупции в социальной сфере. При этом необходимо учитывать особенности общественных отношений, складывающихся в таких ее сегментах, как образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт и др. Ряд зарубежных государств пошли по пути развития законодательства о противодействии коррупции с учетом специфики функционирования различных сегментов социальной сферы. Данный опыт представляется достаточно интересным с точки зрения развития средств противодействия причинам и условиям, детерминирующим коррупцию в социальной сфере. Ряд субъектов Российской Федерации также пошли по пути разработки региональных программ противодействия коррупции в сфере образования, здравоохранения, культуры. Представляется, что этот опыт необходимо перенести и на федеральный уровень нормативного правового регулирования. Это поможет создать полноценную систему обеспеченности противодействия коррупции в социальной сфере с учетом различных уровней ее функционирования.Научная новизна: заключается в том, что впервые в административно-правовой науке рассматривается проблема«коррупционной деликтности в социальной сфере», в работе раскрыты причины и условия, детерминирующие коррупцию в социальной сфере, дана их классификация по определенным критериям. На основании проведенного исследования сформулированы предложения, направленные на совершенствование реализации мер административно-правового воздействия на причины и условия, которые детерминируют коррупцию в социальной сфере. Практическая значимость: предложенные административно-правовые средства позволяют сформировать административно-правовой режим, направленный на минимизацию причин и условий, детерминирующих коррупцию в социальной сфере.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

47-65 266
Аннотация

Цель: оценка внешнего эффекта появления нового футбольного клуба в европейских городах.Методы: статистические методы, регрессионный анализ, метод двойной разности, методы обобщения и типологизации. Результаты: в статье исследуются проблемы обеспечения конкуренции на футбольном рынке в контексте посещаемости матчей клуба. Проанализированы научные исследования, освещающие вопросы применения экономической теории в решении проблем сферы спорта. Сделан вывод о том, что в странах с невысоким уровнем частного капитала в футболе требуется другой экономический подход, поскольку основная власть находится не у клубов, а у региональных правительств.В статье также введено понятие внешних эффектов для футбольного рынка. С целью оценки их влияния на конкуренцию в футболе проведен анализ всех футбольных европейских чемпионатов с начала 1990-х годов и по сегодняшнее время. На основе проведенного анализа сформулированы типы представительств городов в высших футбольных дивизионах: суперконкурентные лиги, лиги с центростремительной конкуренцией, лиги с распределенной конкуренцией, неконкурентные лиги.На основе оценки изменения конфигурации клубов в разных типах лиг был сформулирован ряд гипотез о влиянии изменения конфигурации клубов на посещаемость матчей. Оценка проведена методом двойной разности внешних эффектов от изменения конфигурации клубов в городах для Франции, Италии, Венгрии и Греции.Научная новизна: понятие внешнего эффекта в экономике футбола применено к оценке посещаемости стадионов (сформулирован и оценен внешний эффект от изменения количества клубов в городе), введена типология лиг по степени конкурентности на основе анализа данных за двадцатилетний период.Практическая значимость: основные результаты работы могут быть использованы при принятии решения о финансовой поддержке клубов из низших дивизионов для усиления конкуренции внутри региона за внимание болельщиков.

66-81 341
Аннотация

Цель: анализ возможных структур распределения рынка олигополии на примере телекоммуникационной отрасли в условиях рефлексивного поведения агентов.Методы: теория игр, экономико-математическое моделирование.Результаты: в статье определено, что одним из первых объектов в теории игр стал рынок олигополии. На основе анализа исследований, посвященных теории игр, определено, что существует необходимость получения информационного равновесия в рефлексивных играх трех агентов рынка олигополии. Для решения указанной задачи были проанализированы все возможные представления агентов, приводящие к набору игр на телекоммуникационном рынке России для трех агентов: ОАО «МТС», ОАО «Мегафон» и ОАО «Вымпелком». Были изучены три ранга рефлексии:1) представления агента о других агентах, 2) представления агента о представлениях других агентов о нем и 3) представления агента о том, что думают конкуренты о мнении первого агента относительно двух других. В результате были выявлены общие закономерности выражений предположительных вариаций в каждом из рассмотренных случаев и отсутствие необходимости углубления рефлексии.В результате расчетов были построены модели информационных равновесий телекоммуникационного рынка России, для которого были взяты усредненные значения параметров функции спроса и функций издержек операторов сотовой связи. Также было выявлено, что реальный телекоммуникационный рынок РФ в 2015 г. качественно, т. е. по соотношению рыночных долей, близок к равновесию при рефлексивном поведении первого ранга для случая, когда лидер рынка ОАО «МТС» представляет своих контрагентов - ОАО «Мегафон» и ОАО «Вымпелком» - ведомыми агентами. Научная новизна: получены аналитические выражения параметров информационных равновесий (выпусков и прибыли агентов, совокупного выпуска и цены) на рынке олигополии при линейной функции спроса, линейных функциях издержек агентов с равными предельными и постоянными издержками, для произвольных рангов рефлексии. Практическая значимость: сформированное множество информационных равновесий может использоваться при сравнении с реальными равновесиями телекоммуникационного рынка России для оценки рангов рефлексии агентов.

82-95 278
Аннотация

Цель: выявление точек соприкосновения и зависимости территориально-производственного кластера с устойчивостью развития региона - места кластерного образования.Методы: многомерный сравнительный анализ, метод евклидовых расстояний.Результаты: в работе раскрываются вопросы влияния территориальных промышленных кластеров на устойчивое развитие региона. Изучены факторы устойчивого развития, а также влияние на них территориальных кластеров. Анализ научных исследований проблемы развития регионов показал, что основной тенденцией в научной среде является изучение экологического, управленческого и методического аспектов. При этом сделан вывод об отсутствии исследований взаимосвязи между кластерами и социально-экономическим развитием региона.Для реализации цели исследования проведена оценка регионов ПФО с использованием таких групп индикаторов, как экономические, социальные и экологические. Для расчета использована методика Т. В. Усковой, модифицированная и дополненная авторами. На основе расчета интегрального индекса устойчивости регионов ПФО было определено, что все регионы в течение изученного периода находились в зоне развития; наиболее устойчивыми являются республики Татарстан, Башкортостан и Пермский край. Также сопоставлены показатели интегральной оценки с количеством кластеров в регионах и определено, что более высокие показатели устойчивости демонстрируют регионы, в которых такие кластеры присутствуют. Также отмечен временной лаг в один год между появлением нового кластера и ростом интегрального индекса. Научная новизна: в статье впервые на основе использования элементного состава устойчивого развития региона обозначена роль территориально-производственного кластера по каждому наименованию фактора, усовершенствована методика оценки устойчивого развития регионов и сравнены показатели устойчивого развития регионов с наличием в этих регионах территориально-производственных кластеров.Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о кластерах и устойчивости развития регионов.

96-114 340
Аннотация

Цель: поиск и обоснование единого критерия экономической эффективности государственных закупок в России.Методы: эконометрическое моделирование, бенчмаркинг.Результаты: в статье определяется необходимость оценки эффективности системы государственных закупок в России в условиях ее реформирования. Проанализированы исследования, посвященные подходам к оценке эффективности государственных закупок, а также проблемам обеспечения прозрачности закупочных процедур. Особое внимание уделено анализу исследований бенчмаркинга государственных закупок, в результате которого выявлены основные направления бенчмаркинга с акцентом на определенные показатели эффективности.Для реализации цели исследования была проанализирована эффективность закупок с точки зрения достигнутой экономии. Для этого изучена оценка экономии закупок, отраженная в различных источниках информации, включая данные органов государственной статистики, аудита и мониторинга закупок. В результате систематизации и обобщения данных была выявлена функциональная зависимость между экономией в закупках и средним числом участников закупок. Аналогичный вывод был сформулирован по результатам анализа показателей национального рейтинга прозрачности закупок. Также были построены функциональные зависимости дисконта при увеличении числа участников закупки до пяти для различных способов определения поставщика. Выявлено замедление роста дисконта к начальной цене при росте числа допущенных заявок.На основе регионального рейтинга государственных закупок «Закупки 360» был проведен факторный анализ различий субъектов РФ по показателю экономии, в результате чего нашла подтверждение гипотеза о наличии зависимости между экономией и уровнем конкуренции в закупках. Исследование также выявило другие факторы, определяющие уровень экономии в рамках конкурсных процедур: показатели качества планирования и институциональной конфликтности (нарушения антимонопольного законодательства). Научная новизна: в настоящем исследовании сформулирована и подтверждена на основе нескольких альтернативных источников данных гипотеза о наличии зависимости уровня средней экономии конкурентных процедур госзакупок региона от среднего числа допущенных заявок на одну процедуру. Предложена методика оценки эффективности функционирования федеральной контрактной системы в регионах России на основе показателя суммы потенциальных экономических потерь региона в рамках государственных закупок. Особенностью и научной новизной работы является использование инструментария бенчмаркинга для каждого из 82 российских регионов, включенных в выборку. Практическая значимость: предложена методика оценки эффективности функционирования федеральной контрактной системы в регионах России. В основе методики - показатель суммы потенциальных экономических потерь региона в сфере государственных закупок, совершенных в рамках Федерального закона № 44-ФЗ.

115-124 260
Аннотация

Цель: исключение правовой неопределенности в толковании и применении правовой нормы (абз. 4 подп. 2.2. п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации) и выработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, необходимых для устранения выявленных проблем.Методы: в основу исследования положен комплекс общенаучных и специальных методов познания, используемых в науке финансового права: диалектический, формально-догматический, анализа, аналогии, индукции и синтеза, исторической ретроспективы, формализации, логический метод.Результаты: в статье проведен теоретико-правовой анализ последствий неоднозначного толкования правовой нормы (абз. 4 подп. 2.2. п. 1 ст. 164 НК РФ) в отношении организаций, оказывающих услуги в сфере транспортировки и перевалки нефти и нефтепродуктов. Определяется, что одним из наиболее проблемных моментов в практике применения налога на добавленную стоимость является применение нулевой ставки налога. В случае толкования норм указанной статьи возникают проблемы с применением ставки у организаций, осуществляющих перевалку нефти и нефтепродуктов в связи с расхождением позиции Минфина РФ и налоговых органов в вопросе о месте осуществления работ для отнесения их к перевалке. Также подчеркивается проблема узкого толкования организаций, осуществляющих транспортировку нефти и неопределенности норм относительно терминологии в области транспортировки нефти, перевалки и перегрузки. Все указанные неточности и неясности в законодательстве приводят к возникновению проблем у организаций, осуществляющих транспортировку нефти, что показано на примере ЗАО«Морской портовый сервис». Также представлены результаты анализа судебной практики по проблемам толкования судами абз. 4 подп. 2.2. п. 1 ст. 164 НК РФ. Определены возможные последствия выявленного противоречия для рынков нефти и формирования доходов бюджета. В результате проведенного исследования разработаны предложения по совершенствованию налогообложения деятельности организаций-налогоплательщиков, оказывающих услуги по транспортировке, перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов.Научная новизна: выявлена правовая неопределенность в толковании и применении правовой нормы (абз. 4 подп. 2.2. п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации), сформулированы и обоснованы предложения по ее устранению.Практическая значимость: выводы, сформулированные авторами, могут быть использованы в практической деятельности для принятия решения о необходимости разработки проекта нормативного правового акта, предусматривающего изменение абз. 4 подп. 2.2. п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

125-135 292
Аннотация

Цель: определение варианта устранения выявленного судебной практикой пробела закона в установлении оснований признания нормативного правового акта недействующим (гл. 21 Кодекса административного судопроизводства РФ). Методы: всеобщий диалектико-материалистический, формально-юридический, анализ и синтез аргументации судебных решений по делам абстрактного нормоконтроля.Результаты: сформулированы авторские предложения: 1) о внесении изменений в ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ в части необходимости установления в судебном порядке по административным делам об оспаривании нормативного правового акта факта соответствия оспариваемого нормативного правового акта требованиям формальной определенности правовых норм, исключающим их неоднозначное толкование в правоприменительной практике, а также принципам права и целям правового регулирования, установленным законом;2) о дополнении Кодекса административного судопроизводства РФ ст. 215.1, устанавливающей, что оспариваемый нормативный правовой акт, нарушающий права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, должен быть признан судом не действующим полностью или в части в случаях: а) выявленных в нем нарушений требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; б) несоответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; в) несоответствия оспариваемого нормативного правового акта требованиям формальной определенности правовых норм, исключающим их неоднозначное толкование в правоприменительной практике; г) несоответствия оспариваемого нормативного правового акта принципам права и целям правового регулирования, установленным законом; 3) о внесении изменений в ст. 209 Кодекса административного судопроизводства РФ в части требований к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим.Научная новизна: выявлен пробел в законе (гл. 21 Кодекса административного судопроизводства РФ), и в целях его устранения систематизирована аргументация судебных решений о признании нормативных правовых актов недействующими вследствие дефектов нормативных правовых актов, буквально не являющихся основаниями для признания их недействующими.Практическая значимость: выводы и положения статьи могут быть использованы в научной, законотворческой и правоприменительной деятельности, учебном процессе образовательных организаций высшего образования.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

136-145 298
Аннотация

Цель: выделение этапов формирования учения о вине как условии гражданско-правовой ответственности. Методы: историко-правовой, логический, сравнительно-правовой, системно-структурный, формально-правовой. Результаты: в статье показаны различные подходы к определению понятия «вина» как условию гражданско-правовой ответственности, выделены три периода становления понятия «вина»: римский период (римское частное право), дореволюционный период (российское дореволюционное право) и советский период (советское право). Доказано, что римская юриспруденция посредством казусов смогла выработать основной понятийный аппарат института частноправовой ответственности, а также принципы определения вины как основного критерия такой ответственности. Обосновано, что последующее развитие цивилистической науки и гражданского законодательства в России свидетельствует о заимствовании общих принципов римского права относительно гражданско-правовой ответственности и вины как ее условия. Показано, что в советский период гражданско-правовое понятие «вина» развивалось в условиях отрицательного отношения ко многим положениям науки частного права, разработанным в дореволюционный период.Научная новизна: в статье впервые на основе использования комплекса общенаучных методов выделены и сформированы три этапа становления учения о вине как условии гражданско-правовой ответственности. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и становлении понятия «вина» как условия гражданско-правовой ответственности.

ПЕРЕВОДНЫЕ СТАТЬИ

146-169 298
Аннотация

Цель: разработка концептуальных теоретико-правовых положений и научных рекомендаций по обоснованию неэффективности требования раскрытия информации.Методы: всеобщий диалектический метод познания, а также основанные на нем общенаучные и частноправовые методы исследования.Результаты: в статье рассматриваются достоинства и недостатки самого распространенного в современном обществе метода защиты личной автономии: требования обязательного раскрытия информации. Статья состоит из четырех разделов: (1) разносторонний обзор использования требования раскрытия информации в различных формах и обстоятельствах в таких сферах, как защита прав потребителя и заемщика, информированное согласие пациента, формирование контрактов и конституционные права; (2) обзор эмпирической литературы, свидетельствующей о неспособности требования раскрытия информации влиять на степень информированности людей и эффективность их решений; (3) обзор причин неэффективности требования раскрытия информации, в котором особая роль отводится политической динамике, оказывающей влияние на принятие соответствующих законодательных актов, на мотивы, побуждающие обладателей информации исполнять их, а также на способность получателей информации использовать эти акты; и (4) доказательство того, что требование раскрытия информации не только не достигает своих целей, но и приводит к непредвиденным последствиям, которые часто наносят вред тем, кому данное требование должно было служить.Научная новизна: в статье разработано и введено в научный оборот обоснование неэффективности требования раскрытия информации, доказана неспособность требования раскрытия информации влиять на степень информированности людей и эффективность их решений, а также выявлены непредвиденные последствия, которые могут нанести вред тем, кому требование раскрытия информации должно служить.Практическая значимость: выводы и положения статьи могут быть использованы в научной, законотворческой и правоприменительной деятельности, учебном процессе образовательных организаций высшего образования.

170-225 423
Аннотация

Цель: рассмотрение и изучение правовых процедур для сдерживания бюрократического давления.Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать их в историческом развитии и функционировании в контексте совокупности объективных и субъективных факторов, который определил выбор следующих методов исследования: анализ, синтез, сравнение, системный, формально-юридический, сравнительно-правовой.Результаты: в работе рассмотрены правовые процедуры для сдерживания бюрократического давления. Автор приходит к выводу о том, что они (правовые процедуры) являются одним из множества механизмов, с помощью которых можно регулировать взаимодействие государства с частными лицами. В связи с тем, что область исследования чрезвычайно широка, в работе проанализированы только отдельные виды взаимодействий и выявлены их особенности между правительством и гражданами, которые могут быть потенциально подавляющими: отношения регулирующих органов к бизнес-структурам; отношение финансирующих органов к получателям государственных грантов; отношение органов поддержания порядка к гражданам; отношение государственных органов к частным лицам. Научная новизна: в ч. I данной статьи обсуждаются источники бюрократического давления и выделяются четыре таких источника: различия в статусе, отношения с незнакомыми людьми, институциональные отклонения и дивергентные стимулы. В ч. II рассматриваются четыре решения проблем бюрократического давления, предложенные автором и частично применявшиеся на практике. Первые два из них - судебное решение о надлежащих правовых процедурах и законодательное решение об омбудсменах - затрагивают действующих лиц вне административной системы. Вторые два - решение теории управления об администрировании, ориентированном на клиента, и микроэкономическое решение о рыночных стимулирующих механизмах - являются внутренними для этой системы. Ввиду ограниченности этих решений в ч. III предложено еще одно решение, получившее название «коллективный наблюдатель». Таким наблюдателем мог бы стать специальный орган законодательной системы, привлекающий внимание административного органа к случаям давления, а затем работающий совместно с данным административным органом с целью ликвидации проблемы или улучшения ситуации.Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной, педагогической, правотворческой и правоприменительной деятельности.

ДИСКУССИИ

226-241 552
Аннотация

Цель: выявление ключевых рисков развития цифровой экономики. Методы: абстрактно-логический и диалектический. Результаты: современный человек не представляет своей жизни без цифровых устройств, облегчающих его жизнедеятельность и позволяющих быть включенным в виртуальное пространство. В статье анализируется роль цифровой экономики в изменении всех сфер жизнедеятельности человека. В условиях повышения роли цифровой экономики меняются подходы к формированию бизнес-моделей, повышается роль цифровых активов. Это приводит и к трансформации человеческого поведения, возникновению новых рисков ускоренного развития цифровой экономики. В связи с этим в статье человек характеризуется как электронный кочевник, определяются особенности его поведения в социально-экономической среде, а также выделяются основные риски, которые возникают в связи с электронным кочевничеством. Определено, что одной из характерных черт современного человека становится гипермобильность, электронный паркуризм. Кроме того, характеризуются проблемы анонимности в виртуальном пространстве и появление систем, обеспечивающих анонимность индивида, а также риски, возникающие в связи с этим. Выделена проблема отсутствия культуры и системы ценностей в виртуальном пространстве, развития противоречий в информации, приводящих к отчуждению людей от реального мира. Определено, что информатизация экономики, с одной стороны, приводит к ускорению бизнес-процессов, сокращению транзакционных издержек, экономии переменных затрат за счет роботизации производства, а с другой - к трансформации конкуренции, росту напряженности в обществе в связи с сокращением рабочих мест. Также выделена проблема личной и национальной безопасности, связанная с развитием социальных сетей, разработчиками которых являются другие страны, а также с возникновением механизмов влияния на массовое сознание.Научная новизна: показано, что риски, обусловленные интенсивным развитием цифровой экономики, связаны преимущественно с социально-культурными факторами и новой формой идентичности - электронным кочевничеством. Выявлены механизмы, с помощью которых возможно преодоление некоторых из обозначенных рисков. Практическая значимость: диалектическое понимание электронного кочевничества позволит создать базу для дальнейших исследований, а также снизить уровень неопределенности для экономических субъектов, действующих в описанных условиях.



ISSN 2782-2923 (Print)